"Соседи в пробках". Суперпапа-инженер сделал для сына маленький военный электромобиль Willys MB. Знаменитый Виллис, сделанный своими руками! Детский джип виллис своими руками чертежи

Сегодня публикация о не совсем обычной машине, точнее, о совсем необычной. Willys MB стал легендарным автомобилем не только для американской армии. Автор публикации воссоздал его сам практически из ничего. Да так, что теперь машина участвует в ретромероприятиях и многие не могут отличить ее от оригинала. Как говорит сам владелец, хотелось творить, но на это не было ни средств, ни сил. Но в один прекрасный момент…

В то время, когда все машины были советскими

Я рос и воспитывался в то время, когда автомобиль все-таки был еще роскошью, а не средством передвижения. Хотя и в 1980-е у нас было достаточно людей, которые могли спокойно купить, например, «Волгу» (ГАЗ-24) за 16 тыс. руб., хотя средняя зарплата тогда была где-то 150—180 руб. Это у рабочих. К рабочим я себя и отношу, и поэтому моей первой машиной в далеком 1990 году был «Москвич-408», с огромным ящиком деталей и запчастей. Но когда я воткнул в него мотор от 412-го, он исправно и даже в некотором роде шустренько бегал.

Потом были «Жигули», ну а дальше всякие дешевые, не в лучшем виде иномарки. Это я к тому клоню, что все виды ремонта я делал сам, поэтапно чему-то учась, в большинстве случаев на своих же ошибках. Потом, работая автослесарем, научился варить, немного подкрашивать, ну и хотя бы иметь представление о двигателе внутреннего сгорания. Приобретались навыки самостоятельного изготовления деталей и подгонки их по месту. Причем это творчество нравилось все больше и больше… Хотелось творить! Но на это, увы, не было средств и условий.

Тогда еще по стране шла передача «Это вы можете» (по-моему, так она называлась, хотя могу и ошибаться). Суть в том, что там показывали автомобили. Красивые и не очень, разные. Но всех их объединяло одно — они были самодельные, не такие, как все. Словом, отличались! Они были как иномарки, как автомобили будущего и построены простыми людьми, в гаражах, сараях, а некоторые даже в квартирах. Как сейчас говорят, «на коленке». Так вот ко всему сказанному хочу добавить одно: видно, где-то в то время я и заболел всем этим. Хотелось творить, ух как хотелось.

Не получалось в силу обстоятельств того времени. Но где-то в году 2004-м я начал пробовать, в смысле просто в любое свободное от работы время крутить, варить, чертить, пилить и снова варить, пока это что-то не встало на колеса и не поехало. Но получился, на мой взгляд, ужас.

Первый блин… сами знаете

Теперь немного хочу поговорить о любви. О любви именно к железу или же конкретной марке автомобиля. Не буду ходить вокруг да около — я люблю Willys. Да, именно этот маленький военный американский автомобильчик из далекого 1943 года. Полноприводной военный автомобиль. Автомобиль-солдат. Таким я увидел его в журнале «Моделист-конструктор» за 1993 год. Не знаю, что меня покорило, наверное формы кузова, решетка радиатора, быть может огромная популярность во всем мире до сих пор. Возможно, его предназначение, небольшой вклад в победу, простота, надежность и огромная к нему любовь фронтовых шоферов, солдат и командиров. Просто любовь к внедорожникам или что-то еще, чего я сам не знаю, но все последнее время у меня в голове был только этот автомобиль. Все мы любим Jeep Wrangler, а значит, и Willys, именно от этого автомобиля все они и начинались. До сих пор индийская фирма Mahindra делает что-то очень похожее на тот, военный Willys. Подражают этой марке (а точнее, Willys MB) также SsangYong и много других небольших фирм.

Не могу купить? Ерунда, я его сделаю или построю, как вам будет угодно. Сделаю очень похожим на оригинал. Реплика, так это называется. Но нужен донор. Конечно, им станет всем известный ГАЗ-69, решил я. Стал искать машину с «убитым» кузовом, но с еще нормальной ходовой. Подходящий экземпляр был найден в Бобруйске — ГАЗ-69, 1965 года выпуска. Причем на ходу и даже с документами.

Кстати, про гараж. Скажу лишь одно: как хорошо, что он у тебя есть. Поймут меня лишь мужики. Не поймут жены, подруги, мамы, ибо кому ты нужен, если все свободное время торчишь в гараже, все поры года проходят там и запах этих стен уже намного более знакомый и приятный, чем запах стен у тебя в квартире. И видят тебя твои родственники по каким-нибудь праздникам в лучшем случае, да и то не всегда. Рекламу помните: «А еще у него есть гараж и он туда ходит»? Вот как-то так, очень похоже.

Прежде чем приступить к разборке донора, я проехал на нем пару кругов вокруг гаражей. Была это поздняя осень 2010 года. Тогда все и началось. Кузов с рамой где-то снимался, где-то срезался, а иногда просто брал кувалду. Но при этом хорошие кузовные запчасти снимались и складывались в кучку. Теперь взору открывается рама. Двигатель, коробка, раздатка, карданы, мосты. Все вроде в норме. Так тогда казалось, но как выяснилось потом — не совсем.

Дальше, конечно же, с рамы все снялось, разобралось и максимально разложилось в гараже по уголочкам, закуточкам и полочкам. Рама порезалась и выкинулась. Ошибка! Продолжаю учиться на них, но что поделаешь, если никого рядом не было, никто не подсказал, да и места в гараже не так и много, чтобы еще и раму складировать. В общем, выкинул я ее, а жаль, рама была хорошая.

Автомобиль рождался в гараже

Все, теперь пошел другой этап. Чертежи и шаблоны. В общем-то, чертежей особо и не было, только рамы, да и то в масштабе, все из того же журнала «Моделист-конструктор» за 1993 год. Передо мной стояла сложная задача — максимально вписать агрегаты «Газика» в размеры Willys. Получилось, но не совсем. Беда в том, что мосты донора шире сантиметров на 30, чем у оригинала. Но я спешил и поэтому резать их не стал. Также при изготовлении рамы и кузова очень хотелось сохранить все пропорции Willys и чтобы все это еще не выглядело огромным. Но все же по мостам он у меня получился шире, и по длине кузова тоже, правда не намного.

Однако вернемся к раме. Вроде эскизы и чертежи готовы, настали поиски и момент покупки нового материала. Нашел. Купил. Привез. Еще хочу сказать, что все покупки подтверждаются чеками, ну так, на всякий случай.

Отдельное спасибо моим гаражным друзьям и товарищам, которые помогали, кто чем мог. Иногда даже десяток гаечек М6 радовали больше, чем в жару мороженое. Также не забуду упомянуть о свалке, которая находится у нас на территории гаражей (о свалке металла, конечно же). Кое-что оттуда присутствует на автомобиле. Итак, после нескольких десятков отрезных кружков на болгарке, пачки электродов, густого дыма и тумана основная часть рамы была готова. Вот она, представлена вашему взору.

Стапеля, конечно же, нет, но диагонали и размеры с противоположных сторон в норме. Можно было часами сидеть возле нее и любоваться работой, попивая горячий чаек. В гараже уже было прохладно, зато работа лучше спорится. Так вот когда глядел на раму, мосты, двигатель, в голове возникали эскизы поперечен и балок. Сделал, приварил и ошибся. Но об этом позже. Дальше пошли кронштейны рессор и сами рессоры.

Огромная благодарность Анатолию из Сморгони за помощь в приобретении задних рессор. Дело в том, что у Willys передние и задние одинаковые, а у ГАЗика нет. Но все очень просто получилось. Все как надо. Следующий этап — мосты. Тут тоже пришлось «пободаться», так как у обоих автомобилей крепление мостов к рессорам разное. Опять болгарка, сварка, сверлилка. Также переделка стремянок и подгонка их по месту. Ну вроде получилось. Крепим мосты, и вот уже рама стоит в нужном положении и на колесах. Почти готовый автомобиль. Даже катается по гаражу, ух как приятно!

Попутно группой товарищей из нашего ряда обнаруживается серьезный недостаток — рама слабенькая на скручивание. То есть приложив усилие, можно изменять горизонт переднего бампера по отношению к заднему. Опять десяток отрезных, пара зачистных кружков, полпачки электродов, смрад, вонь, дым и туман, но — о чудо! — рама укреплена, не «играет» и не сворачивается.

Следующий этап: двигатель, коробка, раздатка и карданы. К сожалению, пришлось отказаться от коробки и раздатки ГАЗ-69 и поставить этот узел от УАЗа. Это связано с тем, что у последнего коробка и раздатка составляют одно целое и занимают по длине меньше места, что очень важно для сохранения нужных размеров автомобиля. А жаль. У ГАЗика, в его трехскоростной коробке, передаточные числа лучше подобраны под родной мотор.

Не буду описывать изготовление, подгонку кронштейнов двигателя с КПП, подгонку карданов. Кстати, ни в одном из них заводской размер не нарушен, столкнулся лишь с одной ошибкой: одна из поперечин рамы просто мешала заднему кардану. Этого я не учел заранее. Но, собравшись с мыслями, решил проблему установкой посередине поперечины мощного овала, через который теперь и проходит собственно кардан.

Дальше рулевой редуктор. Он — без каких-либо вмешательств с моей стороны, как и вся тормозная система в целом. Единственное, что пришлось сделать, чтобы задать нужный угол наклона рулевой колонки, — это установить на рулевой вал крестовину от УАЗа. Все получилось. Все крутится и поворачивается.

Теперь немного отвлекусь от данной темы и объясню читателям, где я нахожу на это время. Я индивидуальный предприниматель, занимаюсь грузоперевозками. Работы не очень много, да и ради своего проекта от некоторых заказов вообще просто отказывался. Понятно, что это не лучшим образом сказывалось на моем благосостоянии, но перед глазами стоял Willys и я ничего не мог с собой поделать. Просто брал и отказывал, иногда отключал телефон, только бы побольше побыть в гараже. Ведь с каждой приваренной или прикрученной деталькой изделие все больше и больше начинало приобретать форму желанного автомобиля.

С каждым днем становилось все интереснее, а намеченная цель все приближалась. Поэтому с некоторыми вещами я торопился и где-то делал не очень аккуратно, оставляя переделку на потом. Важен был уже результат, хотелось быстрее и все успеть. Считаю самой интересной и видимой работой кузов. Когда рама обрела законченность, получив все узлы и агрегаты, я даже заводил мотор. Хочу вам сказать про него отдельно. Его звук просто песня, то есть его просто не слышно. Нижнее расположение клапанов, продуманность конструкции на то время, естественно, заставляет удивляться его работе. На холостом ходу видно только вращение вентилятора и все. Конечно, при увеличении оборотов мотор слышен. Это делает свое дело глушитель от трактора «Беларусь». Данная деталь очень хорошо смотрится на машинке и достаточно удачно вписана в кузов.

Начал я кузов с основания пола. Был просто подрамник, который постепенно стал обрастать панелями, боками, проемами. Все гнулось без всяких специальных приспособлений. Что-то в створках гаражных ворот, что-то на деревянном бруске, что-то просто на песке кувалдой. Ну а дальше уже работали полуавтомат, болгарка и шпатлевка. Опять же вымерялись диагонали, горизонтали, углы и так далее…

На дачу, в карьер, на испытания

Забавный случай произошел на даче. Машина была в стадии не полной готовности, однако ходовые испытания провести уже можно было. Конечно, люди видели, подходили и интересовались. Я всем говорил, что автомобиль полностью самодельный. И на вопрос одного чудака: «А где ты взял „морду“?» — пришлось ответить, что из Америки под заказ прислали. Он, конечно, удивился, спросил, неужели их там еще выпускают. Да, говорю, выпускают и сюда присылают. Хотя «морда», считаю, у меня не очень хорошо получилась. Недоделаны «глазки» под подфарники, да и шпатлевкой еще придется поработать. При сравнении с оригиналом заметно, что решетка радиатора слегка неправильной формы. Ну да ладно, как есть.

Кузов, конечно же, был еще далеко не готов, не было пола и многих других деталей. Но при всем этом ничто не мешало бензонасосу и карбюратору перерабатывать бензин из пластмассовой фляги в энергию движения по грунтовым дорожкам наших дач. Машинка даже успела поработать на строительстве в качестве подвозчика песка. В ее самодельный прицеп спокойно помещается не меньше 500 кг. Включаешь пониженную передачу и везешь груз на всех скоростях. Также удивила проходимость. На лысой резине автомобиль, не напрягаясь, вытягивал из карьера полный прицеп песка, гребя своими двумя мостами. В общем, я был доволен и жил мыслями о скорейшем возвращении в гараж и последующей работе.

Так оно и вышло. После небольшой передышки мы снова в гараже. Дышим абразивом и углекислотой полуавтомата. Ну и запахом грунтовки, естественно. Работа над кузовом приносила удовольствие. Самое сложное уже осталось позади. Все больше и больше автомобиль становился похожим на Willys, ну и сам я вроде как был доволен результатом. Все совмещалось. Основная работа, работа на даче, работа в гараже. Приоритет, конечно же, у Willys.

В процессе я знакомился с интересными людьми, они в свою очередь знакомили меня с кем-то. Так я познакомился с человеком, коллегой, обладателем настоящего Willys. Он был немало удивлен, узнав, что моя машина сделана просто по эскизам и рисункам. Я же переживал, что не познакомился с Владимиром раньше, так как возможность видеть его автомобиль вживую помогла бы избежать многих ошибок.

Осенью сделал рамку лобового стекла и покрасил машину по-черновому, так как все недоделки по кузову будут еще устраняться. Подправив кое-что по ходовой и трансмиссии, снова выбрался на дачу, в карьер, на испытания. Были выявлены некоторые недоработки по ходовой. При нагрузке и влете в яму на скорости подвеску пробивает (забегая вперед, скажу, что в текущем году эти проблемы устранены). На передний мост установлены амортизаторы, правильно стоят стремянки рессор. Теперь они перевернуты гайками вниз, как и надо. И до рамы мост уже не достает. Конечно, если влететь в яму на большой скорости, то может и пробьет подвеску, но у меня еще не установлены отбойники — это все впереди.

Единственное, что было сделано за зиму, это задние сиденья и лобовые стекла. Стекла «триплекс» были заказаны у одной фирмы. Дома, на кухне и в тепле, вклеивались по месту, ну а дальше дело техники.

Очень важная деталь данного автомобиля — это лопата и топор со стороны водителя. Вещи не только придающие некий шарм, но еще и очень полезные. Ведь не секрет, что чем круче внедорожник, тем тяжелее его вытаскивать. Со мной это уже случалось. Лопаты и топора под рукой не было, понадеялся на «всепролазность» машины, да прокололся. Застрял по самое «не хочу» в огромной куче гнилых яблок, засыпанных сверху песком. Если бы не местный мужик на самодельном, кстати, тракторе, то зазимовал бы. Короче, спасибо мужику и его технике, вытащили меня на сухое. Так вот первое, с чего я начал, это с топора и лопаты, а также подготовки их посадочных мест, кронштейнов и креплений.

Пострадавшие места на кузове в дальнейшем подкрасил из баллончика, да еще и не в цвет, но в общем смотрится неплохо, а краска дело наживное. Потом на скорую руку было сделано боковое зеркало заднего вида. За стекляшку спасибо китайской промышленности и нашим продавцам на рынке. Опять же покрашено не в цвет, но зато установлено на кузов и смотрится неплохо. Затем из старого брезента были пошиты чехлы на рычаги коробки и раздатки, вырезаны всякие коврики на еще не грунтованный пол. Постепенно автомобиль приобретал законченность и становился похожим на Willys. Были заменены все масла, произведена смазка крестовин и шарниров. Мы рвались в бой.

Приближались праздники, 9 Мая. В честь Дня Победы «Дудутки» проводили мероприятие, на которое мы и были приглашены. Поучаствовали в постановке исторических событий времен Второй мировой войны. Были взрывы, стрельба, речь Левитана, низколетящий самолет, опять взрывы и стрельба, в общем военное время. Оккупация, немцы. Потом была Победа, взятие в плен все тех же немцев, показательные выступления десантников из Марьиной Горки. Многие хотели сфотографироваться и прокатиться на нашей машине. Моя дочь Юля, одетая в военную форму, легко управлялась с автомобилем и без устали катала желающих по территории комплекса.

Потом был обед, недолгие сборы и возвращение домой. Ведь впереди нас ожидало следующие мероприятие, также довольно значимое для нас. А именно «Ретро-Минск 2013». Это 6-й международный слет любителей классических и ретроавтомобилей. Благодаря моей дочери и ее стараниям мы были приглашены туда и с нетерпением ждали начала мероприятия. Скажу лишь, что ради этого стоило торчать в гараже, сбивать руки и торопиться, идя к намеченной цели.

Проехать по городу в колонне ретроавтомобилей, да еще в самом ее начале под 4-м номером, ощутить массу восторга окружающих, атмосферу праздника очень интересно и приятно. Само по себе участие в этом слете для меня значило многое. Запомнились слова каких-то ребят. После долгого осмотра моего автомобиля один сказал: «А мосты-то на Willys от ГАЗона 69-го, уже не оригинал». Что ж, для меня это похвала, спасибо им. Спасибо за то, что, разглядев мосты 69-го, они ничего не сказали про кузов. Значит, похож. Значит, не зря старался.

Хочу рассказать о своих планах. Конечно, машина еще не доделана. Будет тент, каркас под тент, боковые ручки. Еще собираюсь шпатлевать и красить. Также планируется снятие кузова с рамы, чтобы снизу, где это необходимо, подварить, подправить, подкрасить, обработать швы, все привести в порядок, загрунтовать, возможно провести антикоррозийную обработку. Но это все потом, осенью, ближе к зиме. А сейчас внедорожник на дачу, в карьер за песком. Надо самому немного отдохнуть от него да позаниматься своими делами. Однако «покатушки» по окрестностям не отменяются, как и испытания на прочность и выносливость.

Мечтаю поставить автомобиль на учет. Знаю, что зарегистрировать самодельную машину у нас практически невозможно, хотя нескольким людям это удалось и я их знаю. Но все же очень хочу попробовать и буду обращаться в ГАИ. Как говорится, будь что будет. Большая просьба к читателям: если кто-то что-то об этом знает или может оказать помощь, пишите, буду благодарен. Хотя бы для того, чтобы своим ходом добираться до следующих мероприятий. А потом… потом, конечно же, следующий автомобиль. И снова Willys. Но уже с правильными мостами, с правильными размерами, без прошлых ошибок и мелких недочетов.

Джип «Виллис» был одним из самых массовых транспортных средств Второй мировой. Мы создали первую 3D-модель автомобиля в 2013 и с тех пор она была несколько раз переработана, превратившись в полноценную модель для AAA-игры. Вы можете видеть, как по мере развития наших навыков модель становилась все более и более качественной:

Цель и референсы

В начале проекта мы решили создать модель для ААА-игры с высококачественными PBR текстурами. Мы хотели, чтобы машина выглядела реалистичной, а не стилизованной, и была готова к ригу и анимации. Первым делом мы нашли множество референсов «Виллиса» в интернете, а затем определились с дизайном модели, количеством повреждений, цветом, символикой и текстом декалей.

3D-моделирование

Для реально существующих автомобилей и других средств транспорта почти всегда можно найти чертежи. Сайты вроде the-blueprints.com помогут вам выбрать дизайн ключевых элементов конструкции. В идеале чертеж должен демонстрировать объект со всех сторон.

Хай-поли модель

Многие специалисты расходятся во мнениях относительно подхода к моделированию. Кто-то считает, что лучше сначала создать лоу-поли модель, а затем с помощью сглаживания сделать хай-поли, другие предпочитают использовать хай-поли как основу для лоу-поли геометрии. В некоторой степени пайплайн зависит от проекта, но обычно лучше начать с создания хай-поли модели.

Мы назначили чертежи на плоскости, удаленные от центра рабочей поверхности, чтобы не мешать обзору.

Сначала мы создали главные формы, а затем перешли к более мелким. В большинстве случаев создавать элементы из листового металла лучше всего из плоскости. Сначала вы деформируете ее, опираясь на чертеж, а затем используете Shell Modifier, чтобы добавить толщину. Чтобы сделать плоскость округлой мы использовали Turbosmooth с 2-3 уровнями сабдива.

Чтобы лучше контролировать процесс и не запутаться в полигонах, мы всегда работаем с простой сеткой. Такой подход мы используем на всех этапах создания модели.

Например, давайте посмотрим, как мы создавали покрышку. Мы начали с плоскости, на которой смоделировали один сектор шины. Поскольку этот паттерн повторяется 80 раз, мы просто сделали нужное количество копий.

С помощью функции Weld мы объединили все элементы и добавили два модификатора Bend. Первый нужен для того, чтобы сделать поверхность шины выпуклой, а второй — чтобы создать из плоскости окружность. В последнюю очередь мы использовали Weld Vertices. Если у вас возникают сложности с замыканием окружности, добавьте Reset Xform и правильно выставьте пивот объекта перед использованием модификатора Bend.

В итоге мы получили вот такую покрышку:

Объекты, созданные из ткани (например, обивка сидений или кожух рычага переключения передач) лучше всего делать в Zbrush. Перед экспортом хай-поли модели из Zbrush воспользуйтесь Decimation Master. Он значительно сократит полигонаж без визуальных искажений, что упростит вам процесс запекания текстур.


Лоу-поли модель

Получив обратную связь по хай-поли модели, мы внесли последние правки и перешли к созданию лоу-поли. Если топология модели корректна, все, что вам нужно сделать – это удалить поддерживающие эджи и оптимизировать объект, чтобы его полигонаж был минимален.

Например, кузов джипа в лоу-поли варианте представляет собой большой моноблок, тогда как для хай-поли моделирования эффективнее использовать бОльшее количество элементов, чтобы избежать возможных сложностей в дальнейшем. Давайте посмотрим на пример:

Модель А: вы видите, что топология подходит для куба, но она создает жесткие грани на плоскости и у основания куба. Решением проблемы может быть добавление куба как отдельного элемента (В), но тогда будет не хватать фаски в месте соединения куба с плоскостью. Если наличие перехода между двумя формами важно, и вы не можете использовать дополнительные эдж лупы, то вы можете создать геометрию фаски отдельно (С).

Развертка модели

Перед текстурированием нужно создать развертку. Ниже вы видите плотность пикселей на различных элементах модели. Чем меньше размер чекера, тем выше плотность. Например, при развертке у нас ушло больше места на маленькие таблички с текстом, чем на большинство остальных частей джипа вместе взятых.


Запекание текстур

Перед началом запекания необходимо убедиться, что вы придерживались следующих правил:

  • Швы UV-развертки сделать с учетом топологии объекта.
  • Группы сглаживания назначить с учетом использования модификатора Unwrap.
  • Использовать команду Explode на лоу- и хай-поли моделях, чтобы избежать артефактов.

После Explode мы экспортировали обе модели в формате.fbx и запекли их в Xnormal.

Даже если вы сделали все правильно, все равно могут возникнуть артефакты. Для исправления ситуации вы можете создать несколько карт нормалей и скомпоновать их в Photoshop. С помощью масок выберите те части, которые запеклись хорошо. Таким образом вы получите текстурную карту без артефактов.

Мы загрузили карту нормалей и модель джипа в формате.fbx в Substance Painter и запекли дополнительные карты — Ambient, Curvature, World Space, Position и Thickness. Вместо того, чтобы запекать по хай-поли модели, мы использовали импортированную карту нормалей, потому что уже откорректировали все ее артефакты. Таким образом, мы предупредили возникновение артефактов на дополнительных картах.

При запекании дополнительных карт с карты нормалей не забудьте убрать галочку с Normal и отметить Use Low Poly Mesh as High Poly Mesh.

Текстурирование

Благодаря референсам мы поняли из каких материалов сделан джип, какова их структура, где собирается грязь, как выглядит детализация поверхностей и какие части машины наиболее подвержены повреждениям. Для текстурирования мы использовали Substance Painter 2.6.2.

Перед импортом джипа в Substance Painter мы разделили UV развертку на два текстурных набора – Джип (непрозрачный материал) и Окна + Свет (светопрозрачный материал).

Позже мы поняли, что было бы практичнее сделать больше UV-карт для джипа. Это ускоряет текстурирование и улучшает контроль над качеством работы.

Мы начинаем текстурирование с назначения базовых материалов. Вы можете использовать те, что находятся на полке или загрузить их на . Сначала мы назначили каждому элементу джипа (кузов, колеса, сиденья) только один материал – металл, листовой металл, резина, пластик, кожа и тд, и создали 18 основных групп.

У нас получилась первая версия материалов. Чтобы сохранить логику текстурирования, мы шли от макро- к микроструктуре. Иными словами, сначала мы определились с материалами, а затем добавляли детализацию.

Так мы организовали слои в группе «Сиденья»:

Благодаря генераторам вы можете быстро и легко создавать маски, получая возможность мгновенно оценить визуальные изменения. Хотя для нас на этой стадии все только начиналось.

Мы хотели сделать нашу модель уникальной. С помощью кистей и проецирования мы перерисовали маски. Таким образом, они больше не выглядели сгенерированными и сделанными наугад.

Качественные текстуры для масок добавляют модели реализма. Ниже вы видите примеры использованных нами текстур:

Презентация и рендер

Чтобы определиться с презентацией модели, мы использовали референсы концептов и фото автомобилей. Это помогло нам выбрать положение камеры и освещение джипа. Для рендера мы использовали Vray.

Сначала мы не могли получить оптимальный цвет и настройки. Путем проб и ошибок мы выработали следующие правила:

  • В настройках Gamma and LUT установите Gamma Correction на 2.2, поставьте галочку для Gamma/LUT, Affect Color Selector и Material Editor.
  • Экспортируйте текстуры из Substance Painter с настройками для Vray. Используйте формат.tif 16bit.
  • Импортируйте карту Diffuse в 3ds Max cо значением Override 2.2.
  • Импортируйте остальные текстуры со значением Gamma Override 1.0 (Normal, Glossiness, Reflection, IOR, Height).
  • В параметрах BRDF выберите Microfacet GTR (GGX) – только для новых версий Vray.
  • Включите эффект Glossy Fresnel в настройках материалов Vray.
  • Вы можете использовать текстуру Height как карту Displacement, но это потребует больше ресурсов памяти при рендере.
  • Подключите импортированные текстуры: Diffuse=Diffuse map │ Reflection=Reflect map │ Glossiness=RGlossiness map │ IOR=Fresnel IOR map │ Bump (value 100)=VRayNormalMap=Normal map

Ниже вы видите настройки материалов Vray:

Мы использовали два светильника VRayLight, и один VRayLightDome с подключенной HDRI-картой для создания реалистичных отражений.

Подведение итогов

Не существует «наилучшего» или «универсального» способа создания игровой модели. Если вы замените хотя бы одну программу в пайплайне, это приведет к значительному его изменению со своими сильными и слабыми сторонами. Главное – это итоговый результат.

Спасибо за внимание. Удачи вам в мире моделирования и текстурирования!

Чтобы быть в курсе последних новостей про наши проекты, подписывайтесь на нашу страницу на

Андрей Онищук, инженер-программист из Минска, полтора года назад решил подарить сыну Ивану на день рождения детский электромобиль. Но те варианты, которые были в продаже в Беларуси, России и даже Китае, Андрея не устраивали — запас хода маленький, схожести с реальными образцами нет, а качество материалов, из которых сделаны машины, оставляет желать лучшего.

Были мысли сделать на базе такого серийного электромобиля свой. Но после детального изучения оказалось, что и электрочасть — дешевая и некачественная, потребностям инженера не удовлетворяла. Тогда-то Андрей вместе с сыном Иваном и решил создать автомобиль сам, благо специализированных сайтов единомышленников хватало. Через три месяца уменьшенный электромобиль Willys MB был готов.

«Начинал с колес, а остальное под них подгонял»

Андрей, опытный инженер-программист, начал создание подарка для сына с продумывания концепции, множества расчетов и рисования 3D-модели. Серьезным оказалось решение о принципе работы — бензиновый или электродвигатель ставить. В итоге мастер остановился на втором варианте. Все-таки это детский автомобиль, а не карт или квадроцикл. Да и использовать его чаще всего планировалось в парках культуры и отдыха. О каком бензине в таких местах может идти речь?

На проектирование кузова будущей модели в компьютерной программе у Андрея ушло всего пять дней. «Это было самое простое», — уверен инженер. А вот на рисование рамы, рулевой трапеции, задней оси, привода и других деталей пришлось потратить около трех недель. А перед этим еще две недели — на покупку необходимых комплектующих. На тот момент проект был уже в голове инженера.

— Из-за такой спешки оказалось, что я купил много лишних деталей, — вспоминает мужчина. — Потому как в голове держишь одно, затем покупаешь под это запчасти, а потом приходит другое, лучшее решение. И снова начинаешь все заново. Так может длиться до бесконечности, главное, вовремя остановиться. Труднее всего было найти подходящие по диаметру и рисунку протектора колеса. Я нашел похожие в обычном строймаркете. Они так и назывались — колеса от сельхозтехники. Не знаю, где они использовались, но мне на тот момент подходили полностью. Уже под размер этих колес создавалась рама и кузов. Фактически из-за колес масштаб машины получился один к двум. Это очень большой размер для детской игрушки.

В перерывах между основной работой Андрей Онищук варил раму, делал рулевые сошки. Все детали и узлы — почти точно скопированные с настоящих машин. Для создания кузова инженер использовал водостойкую 12-мм фанеру, резал ее гидроабразивом — струей воды под высоким давлением, и красил обычной автомобильной краской. А после того как все схемы и чертежи были готовы, а запчасти куплены, началась работа по воплощению задумки в реальность.

— Я каждую деталь максимально старался подготовить, чтобы собрать машину в максимально короткие сроки. Так и получилось — кузов и рама с механической частью были собраны за один день. С перекурами и перерывом на обед. В какой-то момент появилась мысль, что могут возникнуть проблемы при сборке, т. к. каждая деталь изготавливалась индивидуально без подгонки по месту. Но получилось здорово — сошлись все детали до миллиметра. Компьютерное проектирование — вещь!

Детская машина начала обретать схожесть с настоящим Willys. И хотя электрическая часть еще установлена не была, Ваня провел первый тест-драйв в тот же вечер. Вместо двигателя тягу обеспечивала мускульная сила папы Андрея.

Теперь автомобиль приводится в движение двумя двигателями на 36V 350W, максимальная скорость — около 12 километров в час. Задний вал разрезной, обеспечивает независимое вращение колес. Фактически это копия межосевого дифференциала полноприводных внедорожников. Есть и тумблер его блокировки. Электродвигатели соединяются с контроллером последовательно, тем самым реализуя принцип дифференциала, а с помощью вышеупомянутого тумблера их можно соединить параллельно, получив «блокировку». Также в машине есть дистанционный «родительский контроль» в виде брелка, чтобы можно было отключить питание на расстоянии до 50 метров. Источником питания служат четыре аккумулятора от блоков бесперебойного питания. Заряжать их можно, не снимая аккумуляторы с авто, с помощью переоборудованного разъема от блока питания компьютера — чтобы не перепутать полярность.

Еще автомобиль оборудован светодиодными фарами, габаритными огнями, есть даже рабочие поворотники, аварийная сигнализация и стоп-сигналы. А при движении задним ходом, кроме загорающегося света фонаря заднего хода, срабатывает звуковой зуммер.

«Соседи думали, что я решил сэкономить»

— Родственники и знакомые отнеслись к идее создания детского электромобиля неоднозначно, — вспоминает отец-конструктор. — Были даже такие мнения: сэкономить решил и вместо хорошей фабричной машины деревянную сделать. Я лишь улыбался им в ответ. В общей сложности на изготовление мини-Willys было потрачено $ 1200. Это только стоимость запчастей и материалов. О какой экономии может идти речь? Но о конечной стоимости я не думал тогда, мне важен был контакт с ребенком в процессе работы. Заинтересованность четырехлетнего Ивана историей военной техники Победы, увлеченность — вот что гораздо важнее финансов.

После того как машина была готова, планировались выезды на ней в парки столицы. Премьера самодельного Willys MB должна была состояться 9 мая прошлого года. Но Ваня заболел, и машина осталась дожидаться своего часа в гараже у тестя.

— Мы очень сильно расстроились тогда, — вспоминает Андрей. — Военная форма фронтовая была пошита на заказ для Ванечки. А тут отит. Но тогда мы почувствовали поддержку совершенно незнакомых людей, форумчан. Я на тот момент уже создал ветку про эту машину на специализированном форуме, где рассказывал про каждый этап создания. И вот мне стали приходить сообщения, люди сожалели, что нас не будет на празднике и мы не сможем увидеться. Поэтому мы решили во что бы то ни стало приехать ко Дворцу спорта в Минске на этом Willys 3 июля, когда отмечался День независимости.

Но и тут ждали первые разочарования. Андрея, Ивана и их Willys не хотели пропускать в центр города на площадку, где шло празднование, сотрудники милиции. Они крутили-вертели машину со всех сторон, восхищались ей, но принять решение на пропуск никто не решался…

— Назад дороги не было — я сыну обещание дал, что покатаемся на празднике. Поэтому я стал действовать решительнее. Попросил пригласить старшего от милиции или провести меня к нему. Надо отдать должное тем ребятам, они пригласили своего командира. Он тоже внимательно изучил все, попросил продемонстрировать машину в движении, чтобы убедиться, что все детали рабочие и не несут никакой опасности для окружающих, и разрешил нам пропуск на праздник. А на празднике нас уже ждали виртуальные знакомые, подходили и другие люди. Все восхищались машиной, а Ваня с гордостью рассказывал детям (да и взрослым) про свою машину.

Хотя были и казусы. Например, инспекторы ГАИ, увидев машину на площадке, в шутку порекомендовали пройти техосмотр и заплатить страховку. Сказали, что такой и на дороги общего пользования не стыдно выпускать. А еще детишки вырывались от бабушек или мам и бежали к машине Онищуков. А сопровождающие хватали малышей за руки и уводили подальше от электромобиля.

— Думали, что мы деньги у них попросим за фотографию возле Willys или за катание на нем. Но мы сразу поясняли: все бесплатно! Фотографируйтесь, катайтесь на здоровье — праздник ведь! Отбоя от детей не было, а друзей сколько у Вани появилось сразу! Но счастливые глаза моего сына — самая высокая оценка моего труда. Значит, не зря мы это сделали. Вместе с ним, кстати, он мой помощник!

Безвозмездно, то есть даром

Но это не последний проект Андрея Онищука — не смог все-таки мужчина остановиться. Теперь он работает над новым автомобилем Willys-2. В перспективе — создание универсальной конструкции рамы, на которую можно устанавливать различные кузовы.

— «Иван-виллисами» в войну называли ГАЗ-67. Поэтому планируем со своим Иваном сделать еще и кузов ГАЗ-67Б. А там, может, и еще что-нибудь изготовим.

По словам Андрея, рама нового детского электромобиля тоже подверглась существенным изменениям — например, подвеска. Передняя полунезависимая с полиуретановыми сайлентблоками и одним, общим, амортизатором. Задняя — резиново-жгутовая как разновидность торсионной. Появились и новые колеса — точная копия тех, что устанавливались на военные внедорожники. Помогли найти их, опять же, форумчане. Еще в планах создание складывающейся брезентовой крыши, как в настоящем автомобиле.

Самое серьезное изменение в конструкции нового Willys MB — установка нового контроллера и бесколлекторных моторов постоянного тока (BLDC). По задумке конструктора и инженера Андрея, обновленный автомобиль будет иметь умный реверс (чтобы у ребенка не было возможности включить заднюю передачу на ходу), рекуперативный тормоз (торможение двигателем с возвратом энергии назад в аккумулятор, в данном случае дисковые тормоза выполняют роль запасных), круиз-контроль и дифференциал с блокировкой. Контроллер может подключаться по Bluetooth к смартфону или ПК, для тонкой настройки. В планах еще сделать подобие ESP и ASR. Когда автомобиль будет готов, Андрей ответить затрудняется.



— Один уже есть, поэтому со вторым мы не торопимся, делаем все качественно, не считая сил и средств. Куда дену первый проект после завершения нового? Еще не думал об этом. У меня много знакомых и родственников с детьми, да и сам останавливаться на достигнутом не собираюсь — планируем активно работать над улучшением демографической ситуации в стране. Поэтому и продавать его точно не буду. Хотя предложения о продаже поступали неоднократно. Те, кто реально заинтересованы и видели весь объем выполненных работ — оценивали адекватно. Давали в несколько раз больше затраченной на запчасти суммы. Но всегда были и те, кто пытался «поторговаться» и сравнивал уникальный в своем роде уменьшенный Willys MB с китайскими машинками, у которых моторы от шуруповертов.

Чаще всего у меня просили выкупить чертежи и проектную документацию, разработанные электросхемы — это ведь все собственной разработки. Но детский Willys — это некоммерческий проект, и продавать ничего я не собираюсь. А люди были заинтересованы, я это видел. Поэтому месяц назад я открыл сайт LooksLikeAPro.com, где бесплатно загрузил все документы, чертежи и схемы. Для тех, кто действительно захочет порадовать своего ребенка качественным электромобилем, это будет хорошая помощь.

Однако перед скачиванием чертежей обязательно нужно ознакомиться с документом — подобием договора. В этом файле Андрей привел полную калькуляцию создания своего электромобиля и порекомендовал даже не начинать работу тем, кто не готов выложить около 20 миллионов на создание этой машины.

— Всегда найдется тот, кто сделает дешевле, — подводит итог инженер. — Можно вместо водостойкой фанеры использовать обычную. Но это уже не то… Можно вместо японских подшипников купить «китай». Но насколько их хватит? Можно даже вместо дорогих электромоторов установить двигатели вентилятора от «Газели», «приколхозить» к ним редукторы и ждать, когда чья-то нога в них попадет. Я при создании этой машины думал буквально обо всем — от внешнего вида до безопасности. А иначе лучше не начинать этот проект.

Loading...Loading...