«Панголина» Стеклоочиститель из двух икарусовских дворников, начинка из деталей серийных ВАЗов, перископ вместо зеркал заднего вида, дефицитная резина на самодельных колёсах… Даже если бы по завершении проекта матрицы не были уничтожены, суперкару «Панголина» суждено было стать легендой самостроя.

Уникальный самодельный автомобиль «Панголина», один из самых известных примеров советского движения «самавто», был собран в Ухте в 1980 году. Его создатель электрик Александр Кулыгин, инженер по образованию, руководил техническим кружком во Дворце молодёжи в своём родном городе. Как раз при помощи учеников-пионеров (не имея, разумеется, никакой серьёзной технической базы) он и осуществлял в Ухте окончательную сборку «Панголины», над созданием которой начал работать в Москве, где производилась выклейка кузова. Все матрицы были уничтожены после завершения проекта, и «Панголина» обречена была остаться единственной в своём роде.
Год спустя о «Панголине» узнал весь СССР. Кулыгин привёз своё детище в Москву (по железной дороге, так как советские трассы для приземистого автомобиля просто не подходили), и вскоре машина вместе со своим автором попала на телевидение и страницы газет. Вдохновлённая сногсшибательным Lamborghini Countach, установившим моду на угловатые и приземистые спорткары, «Панголина» буквально потрясла воображение советских зрителей.
Конечно, её дизайн не отличался столь же выверенными линиями, как работы гениальных итальянцев из студии Bertone. Но советскому инженеру удалось придумать несколько элегантных и оригинальных решений: поднимающийся на гидравлическом приводе колпак вместо дверей, четыре фары в едином блоке, выезжающем из центра капота, перископ (!) вместо обычных зеркал заднего вида. Легчайший кузов из стеклопластика встал на самодельные колёса из алюминиевого сплава, обутые в низкопрофильную резину (достать её в советское время было невероятно сложно).
Внутренняя начинка «Панголины» полностью состояла из деталей и узлов обычных серийных ВАЗов. Этим и обусловлено классическое расположение двигателя спереди, который оказался придвинут вплотную к водителю и размещался прямо под приборной панелью. Кузов «Панголины» повторял пропорции центральномоторных суперкаров, у которых под капотом просто не предусматривалось места для ДВС.
Несмотря на использование стандартного двигателя, максимальная скорость «Панголины» превосходила показатели рядовых «жигулей» и достигала 180 км/ч - благодаря улучшенной аэродинамике и сверхлёгкому кузову. Некоторые детали, впрочем, были заимствованы у других автомобилей - например, стеклоочиститель был собран из двух икарусовских дворников.
В 80-х «Панголина» вместе со своим создателем прошла целый ряд всесоюзных автопробегов и даже поучаствовала на международной автовыставке в Болгарии (Экспо’85, Пловдив). Но с течением времени суперкар терял внешний лоск: ради получения госномеров и разрешения на выезд за границу Кулыгину пришлось установить стандартные колёса, смонтировать зеркала и передние фары. В 90-х «Панголина» попала в аварию, из-за чего кузов пришлось переделать, удалив часть крыши. Раскраска машины многократно менялась: в наши дни «Панголина» была окрашена в «красный феррари», обрела попутно глухую тонировку и безвкусные гоночные наклейки на стёклах.
Популярность «Панголины» принесла свои плоды. В определённый момент Кулыгина пригласили работать на АЗЛК, но все его разработки остались опытными образцами. В 90-х Александр эмигрировал в США, где создал небольшую фирму, занимавшуюся изготовлением и продажей киткаров. В 2004 году Кулыгин трагически погиб в аварии, разбившись насмерть по вине другого водителя.