Разрешены ли треугольники для детей в машине. Детские удерживающие устройства: соблюдаем все правила. Базовые поправки, правила

Езда с ребёнком в автомобиле - это очень ответственное занятие, которое сопровождается потенциальным риском для жизни и здоровья маленького пассажира. Вот поэтому в законодательстве Российской Федерации подробно прописаны нормы, которые устанавливают правила перевозки детей, в частности, применение специальных удерживающих устройств. В их число входит накладка ФЭСТ. На какой возраст она рассчитана и как правильно её использовать?

Требования ГИБДД к перевозке детей в автомобиле

Использование штатного автомобильного ремня возможно только в том случае, если рост пассажира составляет 150 см и более. При меньших показателях лямка, направленная по диагонали, проходит в опасной близости от шеи. Учитывая, что в момент аварии именно на эти области нагрузка увеличивается, повышается риск травмы головы и шейного отдела.

Однако ремни безопасности считаются самым надёжным способом защитить пассажира. Так появилась идея приспособить их к параметрам детей, которая реализовалась двумя продуктами:

  • бустером (пенопластовой подушкой под попу, которая поднимает ребёнка и тем самым уводит ремень от шеи);
  • ФЭСТ (адаптер для выравнивания штатного ремня безопасности под рост ребёнка).

Эти два приспособления решают одни задачи, поэтому одновременное использование обоих нецелесообразно.

Это интересно. Статья КоАП 12.23 ч.3 гласит, что перевозка детей без специальных удерживающих устройств карается наложением штрафа в размере 3 тыс. рублей.

Чтобы не получить штраф за перевозку малолетнего пассажира, удерживающее устройство должно быть сертифицировано. ФЭСТ соответствует российскому ГОСТ 41.442005, а также международному ЕСЕ R44/03. Так что при соблюдении правил эксплуатации и наличии сертификата для конкретной модели адаптера ГИБДД не штрафует.

Необходимость наличия сертификата определяет невозможность использования ФЭСТ, сшитого своими руками.

Поправки к закону: де-юре и де-факто

С конца 2016 года должен был вступить в силу закон, запрещающий перевозку детей с использованием адаптеров и корректоров ремней безопасности. Но ещё до этого продажа устройств была приостановлена в связи с обнаружением нарушения регламента Таможенного союза, а именно:

  • отсутствие необходимой для потребителя информации: схемы крепления, на которой показано сиденье транспортного средства, инструкции по установке, проиллюстрированной фотографиями или чёткими рисунками, включая рекомендации по предотвращению защемления деталей детского удерживающего устройства сиденьем или дверью транспортного средства, инструкции, разъясняющей положения пряжки ремня безопасности для взрослого в точке контакта;
  • чрезмерная нагрузка на органы брюшной полости при фронтальном столкновении, что может представлять непосредственную угрозу жизни и здоровью ребёнка.

Костромское предприятие «ФЭСТ», производившее адаптеры, руководствовалось нормами безопасности Технического регламента Таможенного союза, действовавшими до июля 2016 года. С этого момента для определения «направляющая лямка» внесены дополнения: теперь она считается СОСТАВНЫМ элементом удерживающей системы, а значит, отдельно таковой не является. В настоящий момент в отношении «ФЭСТ» возбуждено административное дело по факту нарушения технических регламентов. Между тем изменения в ПДД, касающиеся запрета использования устройств, в силу всё ещё не вступили.

Что представляет собой накладка в виде треугольника

ФЭСТ (или адаптер) – это специальная накладка, похожая на трапецию, которая складывается и крепится к ремню в 3 точках. Она выполняет функцию отведения штатного приспособления к груди от шеи ребёнка.

ФЕСТ разработан Владимиром Викторовичем Михайловым - заслуженным изобретателем РФ - в тесном сотрудничестве с главным детским хирургом страны Леонидом Михайловичем Рошалем. Простая конструкция одобрена:

  • научно-исследовательским центром проблем безопасного дорожного движения Министерства внутренних дел России;
  • департаментом ОБДД МВД Российской Федерации;
  • НИИ неотложной детской хирургии и травматологии.

Это интересно. По данным тестов, проведённых АвтоВАЗом, применение адаптера снижает риск смертельного исхода ДТП вполовину, а возможность получения тяжёлых травм уменьшается на 90%.

Вес, рост и возраст, при которых можно пользоваться ФЭСТ

Адаптер используется для фиксации на автомобильном сидении ребёнка старше трёх, но младше двенадцати лет. При этом рост малыша не может быть ниже 110 см. Ещё один важный параметр - вес вашего чада. Если кроха весит от 9 до 18 кг, то ФЭСТ должен быть оснащён специальной лямкой, обхватывающей бёдра, при показателях от 18 до 36 кг она не нужна. Детей, масса тела которых превышает эти нормы, фиксировать с помощью устройства запрещено.

Преимущества устройства

Среди плюсов применения ФЭСТ можно отметить:

  • распределение нагрузки на тело при столкновении (благодаря форме приспособления в виде трапеции);
  • лёгкость использования (дети сами могут пристёгивать адаптер к ремням);
  • возможность применения на переднем сидении;
  • производство из экологически чистых материалов;
  • компактность, что позволяет применять устройство и в сторонних автомобилях, в которых вы перевозите малыша (вплоть до такси).

Недостатки применения

Самый существенный минус ФЭСТ - это подныривание под поясничные ремни. Дело в том что ноги малыша не достают до пола, а значит, тело соскальзывает, и всё давление приходится на живот (в то время как у взрослого в этой ситуации лямки ремня безопасности создают давление на грудину и бёдра из-за упора ногами в пол). Таким образом, возрастает риск травм органов брюшной полости.

Существует способ устранить эффект подныривания. Для этого следует использовать дополнительную лямку для бёдер. Но защитить полностью от повреждений внутренних органов она, увы, не поможет.

Также к недостаткам можно отнести:

  • риск травмировать голову о переднее сидение при сильном ударе;
  • незащищенность маленького пассажира от боковых ударов;
  • отсутствие возможности использования в моделях автомобилей с ремнями без поясничной лямки;
  • складки на горизонтальной лямке из-за тянущего усилия, увеличивающие риск травм.

Это интересно. По данным некоторых исследований, официальные испытания ФЭСТ проводились на устаревших манекенах без датчиков в шейном отделе. Между тем, вероятность получения травм шеи очень высока.

Даже при ДТП на небольшой скорости в 50–69 км/ч маленькому пассажиру могут грозить:

  • разрывы органов брюшины;
  • переломы рёбер;
  • повреждения головы и шеи.

Краш-тест адаптера ФЭСТ - видео

ФЭСТ или детское автокресло

Вопрос «Какое удерживающее устройство для перевозки ребёнка выбрать?» задают себе многие родители. Конечно, покупка ФЭСТ обойдётся значительно дешевле, а его компактные размеры позволяют зафиксировать малыша на существенном расстоянии от переднего кресла, что уменьшает риск получения травмы при ударе. Но при этом защитные возможности кресла, бесспорно, значительно выше.

ФЭСТ удобно использовать как запасной вариант для поездки в такси или чужом автомобиле, чтобы избежать штрафа. В остальных случаях ребёнок должен сидеть в кресле.

ФЭСТ или бескаркасные кресла-накладки

Если сравнивать эти два удерживающих устройства, то нужно отметить, что по росто-весовым и возрастным показателям они одинаковы. На первый взгляд может показаться, что бескаркасная накладка лучше, так как она фиксирует малыша в пяти точках в отличие от ФЭСТ, который удерживает только в трёх. Однако оба устройства, как показывают краш-тесты, не рассчитаны на обеспечение достаточного уровня безопасности ребёнка в момент ДТП.

Безопасно ли использовать кресла-накладки: краш-тест - видео

Как пристегнуть ребёнка с помощью адаптера на ремень: инструкция по креплению

Использовать адаптер ФЭСТ очень просто.

  1. Фиксируем малыша штатным ремнём безопасности.
  2. Подкладываем ФЭСТ в расстёгнутом виде под лямки, расположив его на животе ребёнка.
  3. Верхней частью устройства захватываем диагональную лямку ремня.
  4. Нижней частью устройства захватываем поясничную лямку.

Если предполагается ещё и фиксация дополнительной лямкой для бёдер, то к инструкции, описанной выше, добавляется ещё пара шагов.

  1. Крепим на пуговице или кнопке, расположенной в нижней части узкой стороны адаптера, дополнительное приспособление.
  2. От него через внутреннюю часть бедра продеваем лямки и фиксируем их сверху на ноге.

Использование дополнительной лямки позволит зафиксировать адаптер правильно. В любом случае ребёнок не должен испытывать дискомфорт, а ФЭСТ не должен впиваться в тело.

По данным всемирной организации здравоохранения использование детских удерживающих устройств (далее ДУУ) в транспортных средствах позволяет снизить смертность среди младенцев на 71%, а среди детей более старшего возраста — на 54%.

Размещение ДУУ по направлению движения транспортного средства снижает риск получения травм на 76%, а тяжких травм — на 92%. Устройство, установленное против направления движения, снижает травматизм на 34 и 60% соответственно.

Результаты анализа законодательства других стран свидетельствуют о том, что применение таких устройств является обязательным для детей до 12-летнего возраста во всех странах с высоким уровнем автомобилизации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 767 раздел 22 Правил дорожного движения был дополнен пунктом 22.9 в следующей редакции:

«22.9 Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.
Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием специальных детских удерживающих устройств.

Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2006 г. № 109 установлено, что данный пункт в части перевозки детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, с использованием ДУУ, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, за исключением перевозки детей указанного возраста на переднем сиденье легкового автомобиля, не применяется до 1 января 2007 года.

Таким образом, с 1 января 2007 г. пункт 22.9 Правил дорожного движения Российской Федерации будет применяться в полном объеме.

За невыполнения этого требования виновные будут привлекаться к ответственности по части 1 статьи 12.23 КоАП РФ, предусматривающей наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере 1 МРОТ (в настоящее время — 500 рублей).

Принципиальная необходимость фиксации ребенка в автомобиле в специальном удерживающем устройстве или штатным ремнем безопасности, а не на руках взрослого пассажира (родителя), обусловлена тем, что при резком торможении со скорости в 50 км/ч вес ребенка возрастает примерно в 30 раз. Именно поэтому перевозка ребенка на руках считается самой опасной. Так, если вес ребенка 10 кг, то при аварии в момент удара он будет весить уже около 300 кг, и удержать его от резкого удара о переднее кресло или ветровое стекло практически невозможно, кроме того, взрослый, держащий ребенка на руках в этом случае способен раздавить ребенка своим весом.

В соответствии с пунктом 22.9 Правил дорожного движения перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства, т. е. таким образом, чтобы в случае резкого торможения, столкновения или опрокидывания автомобиля была исключена или уменьшена опасность ранения ребенка путем ограничения подвижности его тела. Ограничение подвижности ребенка осуществляется посредством применения специального детского удерживающего устройства (детская люлька, специальное кресло, дополнительное сиденье), а также штатного ремня безопасности.

Под иными средствами, позволяющими пристегнуть ребенка с помощью штатных ремней безопасности, упомянутыми в п. 22.9 ПДД, понимаются специальная подушка для сидения, дополнительное сиденье, приспособление для направления специальным образом ремня безопасности и т. п. , позволяющие использовать для фиксации ребенка в транспортном средстве штатные ремни безопасности. При этом диагональная ветвь ремня должна проходить через плечо и грудную клетку ребенка и не соскальзывать на шею.

Требования пункта 22.9 ПДД распространяются исключительно на владельцев транспортных средств, оборудованных ремнями безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией конкретного транспортного средства. Для сведения необходимо отметить, что многие отечественные автомобили, выпускавшиеся в ХХ веке, не оснащались не только задними, но и передними ремнями безопасности.

Требования к ДУУ для перевозки детей в легковых автомобилях установлены ЕЭК ООН № 44 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения удерживающих устройств для детей, находящихся в автотранспортных средствах (детские удерживающие устройства)».
В Европе упомянутые Правилами ЕЭК ООН № 44 действуют с 1 февраля 1981 года.

Российская Федерация присоединилась к указанным правилам 11 мая 2002 года.
Национальный стандарт ГОСТ Р 41.44-2005 (Правила ЕЭК ООН № 44) «Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах» утвержден приказом Ростехрегулирования № 318 от 20.12.2005 года с датой введения в действие с 1 января 2007 года.

Стандарт классифицирует удерживающие устройства для детей и устанавливает требования к ним в зависимости от конструкции устройств и веса ребенка. В соответствии с нормами Федерального закона «О техническом регулировании» данный стандарт носит добровольный характер.

Требования к автотранспортным средствам, получающим Одобрение типа транспортного средства и допускаемым на этом основании к эксплуатации в Российской Федерации, установлены в «Правилах по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 1 апреля 1998 года № 19.
В этих «правилах» отсутствует упоминание о Правилах ЕЭК ООН № 44 как нормативном документе, соответствие которому обязательно для сертифицируемого транспортного средства, поскольку к моменту утверждения «Правил» Российская Федерация еще не присоединилась к Правилам ЕЭК ООН № 44.

Детские удерживающие устройства не входят в «Номенклатуру продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация», утвержденную постановлением Госстандарта России от 30 июля 2002 года № 64 (с изменениями и дополнениями).

Техническая служба (испытательная лаборатория) по сертификации по Правилам ЕЭК ООН № 44 в России отсутствует. Однако в настоящее время Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ) подана заявка на аккредитацию в области проведения испытаний на соответствие ДУУ Правилам ЕЭК ООН № 44. Более того, в 2006 г. в НИЦИАМТ смонтирован стенд для проведения лишь динамических испытаний, а манекены для испытания детских удерживающих устройств отсутствуют. Сегодня испытания на соответствие требованиям Правил ЕЭК ООН № 44 не проводятся из-за отсутствия испытательной базы, а, следовательно, сертификаты соответствия не выдаются.

Правила применения специальных детских удерживающих устройств и иных средств, обеспечивающих безопасность при перевозке детей

По результатам исследований именно пренебрежение водителем рекомендаций, касающихся применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств является одной из причин высокого травматизма и смертности среди детей. Так как ремни безопасности могут снизить вероятность гибели и получения травм на 40-60%. Наличие детских удерживающих устройств уменьшает смертность в результате ДТП грудных детей на 71%, детей старше 2 лет — на 54%.

Согласно пункта 22.9 Правил дорожного движения: «…Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием специальных детских удерживающих устройств».

Беби-сиденье является надежным и удобным защитным средством для детей в возрасте до 9 месяцев. Беби-сиденье мало ребенку, если его голова выступает за пределы сиденья. Ребенок удерживается на месте ремнем, который прикреплен к сиденью. Сиденье крепится автомобильным ремнем безопасности. Переднее сиденье должно находиться как можно дальше от ребенка.

Детское кресло начинают использовать в возрасте от 1 года. В передней части автомобиля детское кресло устанавливается спинкой к панели управления (не к стеклу!). В задней части автомобиля кресло крепится к спинке переднего сиденья (если его конструкция приспособлена для этого), либо к спинке заднего сиденья. В этом случае ребенок пристегивается специальным ремнем, который протягивается через бедра ребенка. Детское кресло мало ребенку, если его голова выступает за пределы спинки кресла или когда превышаются весовые ограничения.

Никогда не помещайте ребенка на сиденье, снабженное подушкой безопасности, так как оно не может противостоять толчку, который происходит при раскрытии подушки. Вообще лицам, рост которых менее 140 см., нельзя находиться на сиденье, снабженном подушкой безопасности.

Для детей 9-12 лет рекомендуется применять сиденье-подушку, которое приподнимает тело ребенка таким образом, чтобы ремень безопасности правильно и надежно сидел, защищая его — через грудную клетку и вниз через бедра (не через шею и живот). Чем ближе к телу сидит ремень, тем лучше защита.
Требования пункта 22.9 ПДД распространяется исключительно на владельцев транспортных средств, оборудованных ремнями безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией конкретного транспортного средства.

Принципиальная необходимость фиксации ребенка в автомобиле в специальном детском удерживающем устройстве, а не на руках взрослого пассажира (родителя), обусловлена тем, что при резком торможении (ударе) со скоростью в 50 км/час вес ребенка возрастает примерно в 30 раз и удержать его от резкого удара о переднее кресло или о ветровое стекло практически невозможно. Кроме того, взрослый, держащий ребенка на руках, в этом случае способен раздавить ребенка своим весом. Именно поэтому перевозка ребенка на руках считается самой опасной.

Необходимо всегда помнить, что ребенку необходима более высокая степень защиты, чем взрослому. Главная задача водителя и родителей не «засунуть» детей в кресло, а максимально обеспечить их безопасность.

Современный рынок не испытывает недостатка в самых разных конструкциях, предназначенных для повышения детской автомобильной безопасности. Это так называемое детское удерживающее устройство. К таковым можно отнести различные накладки и приспособления для ремней безопасности, кресла, люльки, бустеры.

В правилах дорожного движения любой страны можно найти пункты о том, что все пассажиры должны быть обязательно пристегнуты ремнями безопасности. Это касается всех, в том числе и маленьких пассажиров. И когда речь заходит о детях, то хочется дополнить, что ремень актуален даже для самых маленьких. Именно эта категория серьезней всего страдает при незначительных авариях. Давайте разберемся, как правильно выбрать детское удерживающее устройство, рассмотрим их виды, а также узнаем, что по этому поводу думают в ГИБДД и правительстве.

Виды детских удерживающих систем

Сегодня действует, принята и полностью одобрена четвертая редакция стандарта безопасности ЕСЕ 44 04. Стандартом предусмотрена классификация устройств. Они делятся по группам, исходя из параметров веса, роста и возраста ребенка. Также в этом стандарте имеются группы, которые разделяются по типу автомобиля. Если учесть, что детское удерживающее устройство для автомобиля различается по модификациям, то выбирать его нужно по определенным характеристикам. Рассмотрим виды детского автомобильного оборудования для повышения безопасности.

«Люлька», или 0

Данная группа оборудования часто именно так и называется среди автолюбителей. Само детское удерживающее устройство располагается по направлению, обратному движению автомобиля. Данные кресла обязательно оснащаются ремнями безопасности или иными решениями, которые могли бы ограничивать перемещение малыша на 70 см в положении лежа на спине. Такие приспособления допускаются к использованию для маленьких пассажиров автомобиля, возраст которых составляет от 0 до 6 месяцев.

Группа 0+

В этой группе находятся удерживающие приспособления, которые также расположены в направлении, обратном движению автомобиля. Здесь тоже в обязательном порядке предусмотрены ремни безопасности. Ремень, который применяется в данных конструкциях, должен давать возможность ребенку двигаться на расстоянии 80 см. Данное оборудование разрешается применять, если возраст пассажира до 1 года.

Группа 1

Это детское удерживающее устройство, которое устанавливается в направлении движения машины. Рекомендуется использовать данные приспособления для транспортировки малышей в возрасте от 9 месяцев до 4 лет.

Группа 2

В этой группе оборудование располагается по ходу движения. Использовать его можно для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Группа 3

Детское удерживающее устройство для автомобиля, которое относится к этой группе, устанавливают по направлению движения. Рекомендуется для транспортировки пассажиров в возрасте не меньше 6 и не больше 12 лет. По мере того как ребенок растет, допускается убирать спинку в данных автокреслах. Что касается безопасности, то она обеспечивается только лишь штатной спинкой кресла и сиденьем, которое называют бустером.

Конвертируемые устройства

Это особая категория детского удерживающего оборудования. Данные приспособления устанавливаются в обратном направлении по отношению к движению. Такое оборудование предназначено для транспортировки новорожденных. Когда маленький пассажир взрослеет, можно сменить положение по направлению движения.

Кресла, устанавливаемые в обратном направлении

Нужно учитывать, что подобное оборудование, которое предназначено для установки в обратном положении, можно применять для детей различных возрастов. Эти устройства используются для малышей, возраст которых не достиг 2 лет. Допускается и перевозка в них детей, чей вес не более 12 кг. Но когда ребенок достигнет критического веса, необходимо обязательно сменить это кресло на любые другие разрешенные ГИБДД детские удерживающие устройства. Эти сиденья протестированы, участвовали во многих краш-тестах, и транспортировка пассажиров в обратном направлении движению значительно повышает уровень безопасности ребенка.

Правила выбора

Выбирая автокресло для ребенка, необходимо обязательно обращать внимание на рост, вес и возраст. По этим данным подбирается походящая группа приспособлений. При покупке также рекомендуется обращать внимание на краш-тесты.
Каждое удерживающее оборудование, предназначенное для ребенка, обязательно должно быть сертифицировано и иметь маркировку соответствия стандартам безопасности. Специалисты советуют приобретать только разрешенные ГИБДД детские удерживающие устройства. Перед покупкой необходимо тщательно осмотреть оборудование на предмет признаков износа. Об этом могут говорить порванные ремни, сломанные пластиковые детали. Кресла с повреждениями не обеспечат необходимого уровня безопасности. Следует убедиться, что пряжка и все адаптеры полностью исправны. Также нужно знать, что в развитых странах приспособления для перевозки детей с застежками типа «липучки» не продают. Такое оборудование обычно сдается в аренду.

Хорошее автокресло или недорогой аналог?

Специализированные приспособления стоят несколько тысяч рублей. Для большинства российских родителей эта сумма довольно существенна, и многие были бы совсем не против сэкономить. К примеру, вместо хорошего качественного кресла можно приобрести недорогой аналог или даже заменитель. В роли таких заменителей очень часто предлагаются специальные накладки на штатный ремень безопасности. Такая накладка смещает лямку ремня от лица малыша на его плечо. В большинстве эти решения представляют собой изделие, изготовленное из плотных тканей. Иногда имеются поролоновые валики в области живота и крепления – липучки или кнопки.

Также продаются лямки, которые позволяют стягивать ремень или перемещать застежку ближе к животу малыша. Такое устройство продается под торговой маркой «Емеля». Самая популярная накладка – это детские удерживающие устройства "ФЭСТ". Разрешено ГИБДД, ведется довольно агрессивная реклама, низкая цена. Все это делает ФЭСТ таким популярным в нашей стране. Однако те же краш-тесты и отзывы тех, кто приобрел и успел попользоваться этими изделиями, показывают, что они не только неэффективны, но и не могут гарантировать ребенку безопасность. Зачастую устройство способно нанести серьезный ущерб организму и внутренним органам. ФЭСТ можно приобрести за каких-то 500 рулей в официальных магазинах. Цена зависит от модели и размера. Давайте попробуем разобраться, так ли этот ФЭСТ хорош, как о нем говорят.

Автомобиль несёт потенциальную угрозу как для водителя, так и для пассажиров. Ремни и подушки безопасности сохранят жизнь и здоровье взрослых, но не способны удерживать и уберечь ребёнка от травм. Для перевозки детей разного возраста сконструировано множество специальных приспособлений. Какое из них более предпочтительно, и можно ли пользоваться удерживающим устройством ФЭСТ?

Что собой представляет удерживающее устройство ФЭСТ

Согласно законодательству, перевозка детей до 12 лет в автотранспорте осуществляется с помощью удерживающих устройств, которые соответствуют их росту и весу. Детская система должна быть спроектирована таким образом, чтобы в случае аварийной ситуации обеспечить безопасность ребёнка, путём ограниченности его двигательной активности.

ФЭСТ-адаптер - это матерчатое приспособление, изготовленное в виде трапеции, которое крепится к ремням безопасности с помощью «крыльев». Он сконструирован российским изобретателем, а его использование было согласовано с департаментом ОБДД МВД России, НИИ детской травматологии и хирургии, а также с научно-исследовательским центром проблем безопасности дорожного движения. По результатам тестов, которые проводились на АвтоВАЗе, применение устройства снижает риск получения тяжёлых травм на 90%, а смертельного исхода - на 50%.

В чём особенность ФЭСТ-адаптера

Ремни, которые расположены в салоне автомобиля, рассчитаны на рост пассажира не меньше 150 см. Если использовать их для детей, то лямка будет находиться в области шеи, что категорически запрещено. Дело в том, что во время ДТП на это место приходится максимальная нагрузка, поэтому возрастает риск повреждения головы и шейного отдела.

По официальной статистике ГИБДД РФ, за I и II квартал 2016 года произошло более 4 тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей-пассажиров до 12 лет, среди которых погибло 200, ещё 5200 получили повреждения разной степени тяжести. Использование специальных приспособлений снижает травмирование и смертность до 50–70%.

Производители утверждают, что накладка ФЭСТ исполняет роль адаптера, крепится на ремень и отводит его от шеи ребёнка. В случае аварийной ситуации нагрузка равномерно размещается на грудную область, а риск сильного травмирования значительно уменьшается.

Адаптеры-треугольники на ремень безопасности других производителей

В продаже сегодня можно встретить большое разнообразие адаптеров:

  • регулятор на ремень - подгоняет штатные лямки под параметры малыша. Для детей до 6 лет фиксирующее устройство не оказывает нужного страховочного эффекта;
  • Кроха - предназначен для детей от 4 лет. Штатные ремни продеваются в устройство и застёгиваются на кнопки. Модель трапециевидной формы представлена в разнообразной цветовой гамме, сшита из высокопрочного материала;
  • Антей - используется для детей 4–12 лет. Яркая накладка крепится на ремень безопасности и фиксирует лямки в необходимом положении на грудной клетке;
  • Ganen - подходит для детей от 4 лет. Пристёгивается к штатному ремню и крепится под грудью малыша или на талии.

Разновидности адаптеров на штатный ремень - фотогалерея

Регулятор на ремень безопасности позволяет подогнать штатные лямки под параметры малыша Адаптер Кроха предназначен для детей весом от 22 до 36 кг Адаптер Антей крепится достаточно просто, а ремни не беспокоят маленького пассажира Фиксатор Ganen подходит для ремня безопасности справа и слева

Удерживающее устройство для детей ФЭСТ - видео

Инструкция по применению: как правильно пользоваться устройством и крепить его

  1. Прежде чем использовать накладку на ремень, осмотрите её на видимые повреждения.
  2. Усадите ребёнка в сиденье. Проверьте, чтобы его спина касалась спинки кресла.
  3. Проденьте адаптер в расстёгнутом состоянии под ремни безопасности и отрегулируйте его с учётом роста малыша.
  4. Застегните адаптер на пуговицы.
  5. Проверьте, чтобы ремни не были перекручены. Лямки должны находиться в натянутом состоянии.

При перевозке юных пассажиров весом 9–18 кг устройство применяют только со специальной лямкой на бёдра.

Виды устройства: как пристегнуть детей разного возраста

Накладку на ремень разрешено применять для детей в возрасте 6–12 лет. При этом следует учитывать, что рост малыша не должен быть ниже 110 см, в противном случае использование адаптера категорически запрещено.

Адаптеры ФЭСТ выпускаются двух видов:

  • со специальным ремешком, чтобы дополнительно обхватить бёдра. Данная лямка рассчитана на удержание поясничной части штатного ремня на необходимом уровне для предупреждения эффекта «подныривания». Используются для детей с весом 9–18 кг;
  • без ремешка, рассчитаны на вес ребёнка 19–36 кг.

Приобретать новое устройство по мере взросления малыша не требуется - достаточно снять специальный ремешок.

Можно ли в автомобиле использовать устройство ФЭСТ вместо автокресла

Хотя удерживающая накладка ФЭСТ прошла основные испытания и имеет все необходимые сертификаты, которые соответствуют ГОСТу и международным стандартам, её использование не обеспечивает должного уровня безопасности ребёнка. В Европе подобные приспособления запрещены по закону, а перевозка детей должна осуществляться только в прошедших испытания автокреслах.

Часто родители применяют ФЭСТ совместно с бустером. Но последнее приспособление приподнимает ребёнка на сиденье на достаточную высоту, чтобы штатный ремень лежал правильно в области груди и не касался шеи. Поэтому в одновременном использовании двух устройств нет необходимости.

Для малышей в возрасте 3–6 лет накладка-треугольник может быть использована на детском автокресле только в качестве аксессуара.

Краш-тест детских удерживающих устройств - видео

Уровень безопасности адаптера ФЭСТ

Несмотря на ряд преимуществ перед другими адаптерами, удерживающее устройство ФЭСТ имеет серьёзные недочёты:

  • отсутствует защита от удара сбоку (в отличие от автокресла);
  • ноги малыша не касаются пола, поэтому возможно «подныривание» под ремень безопасности;

    Исследования, проведённые фирмой Renault, показали, что травмирование детей существенно возрастает именно при подныривании под ремень.

  • невозможно применять в устаревших автомобилях, где отсутствуют поясничные лямки на ремнях.

Следует учитывать, что накладка уберегает малыша от падения, однако при аварийной ситуации, даже на невысокой скорости автомобиля в 50–60 км/ч, ребёнку грозят:

  • повреждения органов брюшной полости (основной удар приходится именно на эту область);
  • перелом рёбер и позвонков;
  • травмы шеи.

По утверждению медиков, при столкновении на скорости 40 км/ч нагрузка на ребёнка превышает его собственный вес в 30 раз.

Краш-тест адаптера ФЭСТ - видео

Комментарии специалистов

Мнения специалистов о безопасности и целесообразности использования ФЭСТ-адаптера отличаются. Одни считают устройство приемлемым для перевозки детей.

Детское удерживающее устройство «ФЭСТ» - уникальная отечественная разработка. Компактное, надёжное, очень простое в эксплуатации. <�…> Устройство ФЭСТ полностью отвечает требованиям ГОСТ 41.44–2005, а это значит, что оно отвечает и самым строгим европейским нормам безопасности. Поэтому наряду с обязательным российским сертификатом соответствия, устройству присвоен также международный знак официального утверждения Е7 44 R-040802. И вполне закономерно, что детское удерживающее устройство «ФЭСТ» становится все более популярным у автолюбителей. Я и сам приобрёл такое устройство для моего внука.

Федотов Вадим Александрович, заведующий научно-исследовательским и конструкторским отделом стандартизации продукции автомобилестроения

http://duu.su/crossduuitem600324?idm=82

Московский эксперт и блоггер Олег Нурмиев, изучающий надёжность детских удерживающих устройств, придерживается другого мнения. Он обращает внимание родителей на следующий момент: хотя адаптер и отодвигает плечевой ремень от шеи ребёнка, но при этом приподнимает поясной так, что он проходит по животу, а не тазовым костям маленького пассажира. Это очень опасно, поскольку в случае ДТП грозит повреждением внутренних органов.

В пункте 22.9 новой редакции ПДД, 2016 года, однозначно сказано: детей до12 лет перевозить в транспортном средстве можно только если там есть специальное устройство, обеспечивающее ему безопасную поездку. Правильно выбрать удерживающие устройства для детей в автомобиле – актуальная задача для многих родителей.

Для перевозки используются:

  • автолюльки;
  • автокресла;
  • бустеры.

Для удержания ребенка в устройстве применяются:

  • ремни безопасности;
  • адаптеры.

Правила, по которым можно определить, какое устройство нужно вашему ребенку установить в авто подробно разъясняет российский документ ГОСТ Р 41.44-2005.

Желательно, чтобы качество и надежность предполагаемой покупки соответствовала Европейскому стандарту ECE R 44/04.

Надо также учесть, что некоторые типы авто имеют специальные крепления, позволяющие упростить задачу размещения устройства внутри салона.

Стоит также запомнить правило ПДД - перевозка уже восьми человек считается специальной и должна выполняться по постановлению правительства №1177 в автобусе.

Перед поездкой водитель обязан оформить пакет документов и подать заявку сотруднику ГИБДД. После получения разрешения, можно отправляться в путь.

Классификация устройств безопасности

На территории нашей страны детские удерживающие устройства для авто принято подразделять на группы, в зависимости от возраста и веса детей. Подробное описание каждого вида устройств приведено в национальном стандарте ГОСТ Р 41.44.

Группа 0 - автолюльки для деток возраста меньше 1 года, вес меньше 10 кг.

Группа 0+ – автолюльки для возраста от года до 1,5 лет при весе малыша до 13 кг.

Группа 1 - автокресло предназначено для деток возраста от 1,5 до 4 лет при весе до 18 кг.

Группа 2 - автокресла и специальные сиденья (брустеры) предназначены для детей от 3 до 12 лет, допустимый вес 15-25 кг.

Группа 3 - ребенку 12 лет - машина должна быть оборудована специальными ремни безопасности.

Российские правила перевозки требуют производителей нанести на любое устройство, поступающее на продажу, нестирающуюся маркировку:

  • указание как допустимо его установить;
  • год выпуска;
  • указание как крепить ребенка в автокресле.

В автобусе ребенка надо перевозить также, как в авто с использованием средств защиты по ГОСТ Р 14.44.

Как установить автокресло

Прежде чем покупать любое устройство, надо проверить возможность его установки в автомобиле и определить наиболее безопасное место для ребенка.

Правила перевозки детей однозначно запрещают устанавливать в авто кресла или бустеры на боковые и складывающиеся сиденьях. Нельзя их разместить и на сиденьях обращенных назад. Нельзя их размещать вблизи зоны действия подушек безопасности.

Если конструкция машины позволяет, надо использовать крепление «Isofix». Прочные встроенные замки, через металлические петли жестко соединяют кресло с кузовом. Петли ISOFIX легко определить - они находятся внутри пассажирских сидений. Если они есть, этот вид крепления безусловно приоритетный, поскольку правила монтажа просты и исключают возможность неправильной установки. В комплекте к нему, для детей придаются специальные ремни безопасности.

Если конструкция авто не предусматривает специальное крепление, допускается крепление детских кресел с помощью штатных ремней и регулирующих устройств, которые обычно входят в комплект поставки. Особое внимание рекомендуется обратить на надежность фиксаторов ремней.

Автолюльки и автокресла для самых маленьких

Автолюльки (автоколыбели) группы 0, 0+ предназначены для перевозки самых маленьких деток. Если забираете кроху из роддома, то домой ее можно привести только в автолюльке, которую размещают только на заднем сиденье в боковом положении к направлению движения. Правило перевозки допускает и по направлению движения, но безопаснее 1-ый вариант. На коленях взрослому пассажиру автолюльку держать нельзя Ее надо закрепить ремнями безопасности на сиденье.

Начиная с возраста 1 года ребенка удобнее перевозить на автокресле, которое предназначено для группы 0+. В автомобиле кресло устанавливают на заднем сиденье «спиной к движению». Такой вариант обеспечивают максимальную безопасность малышу во время возможных резких торможений авто. Малыш размещается в полусидячем положении и закрепляется широкими и мягкими 3-х или 5-ти точечными ремнями безопасности. Регулировка наклона спинки должна обязательно присутствовать. К сиденью кресло, как прикрепляется системой ISOFIX или штатными ремнями.

Дети подрастают

Ребенок дорос до группы 1 - покупаем автокресло, которое можно использовать до возраста 4 лет и роста 1 метр. В кресле, как и для группы 1, должны иметься внутренние ремни безопасности, удерживающие плечики ребенка и не позволяющие ему вытащить ножки из кресла. Крепление кресла аналогично группе 0+.

Кресло группы 2, прослужит три или четыре года, до того времени, пока вес ребенка не будет превышать 25 кг и его рост станет больше 120 см. Отличие автокресел этой группы - их разрешено закреплять штатными ремнями авто. В креслах групп 1 и 2 ребенка усаживают лицом по направлению движения.

В группу 2 включены увеличенные варианты автокресел, которые прослужат до 12-ти летнего возраста и специальные сиденья для детей - брустеры. По виду они напоминаю обыкновенную табуретку, но с боковыми спинками. Для подросшего ребенка ростом выше 135 см и весом до 36 кг брустер разрешенный вариант перевозки детей.

Любое удерживающее устройство для детей в авто считается безопасным, если оно качественное и имеет надежные защелки. В последнее время предлагается использовать специальные устройства - адаптеры, они не позволяют штатным ремням смещаться по туловищу ребенка.

Едем в магазин

Сегодня правила перевозки детей обязывают покупать устройства с сертификатами качества. Такой продукции на рынке много. Есть известные европейские производители, есть и качественная продукция поставляемая из азиатских стран.

Стоимость автолюлек, автокресел и бустеров для авто варьируется в пределах от 3000 до 15000 рублей. Главное - на покупке должен стоять знак ECE R 44/04 и прилагаться подробная инструкция по установке. Предлагают услугу «trrade-in» – сдаешь старое, покупаешь новое со скидкой, тогда в авто можно купить и более дорогое кресло. Если планируются поездки на автобусе с крохой, которой не исполнился год, автолюлька должна быть удобной для переноски.

Итак, оцениваем конструкцию:

  • каркас – пластмасса или алюминий;
  • спина не плоская, ортопедической формы;
  • есть регуляторы наклона подголовника и спинки;
  • подголовника нет – спинка обязательно должна быть выше головы;
  • предусмотрены прочные боковые стенки;
  • имеется чехол, он удобно снимается;
  • зажимные устройства в автомобиле можно быстро установить.

Междугородние поездки

Правила ПДД раздела 22.9 распространяются на условия перевозки детей на междугороднем автобусе.

К сожалению, порядок и условия выполнения требований раздела достаточно четко не прописаны. Размер штрафа три тысячи рублей правила определили, но не указали, кто должен обеспечить безопасный проезд – родители или перевозчик.

Для перевозки малыша возрастом до 1 года на автобусе, надо взять с собой автолюльку. Ее размещают рядом, на другом сиденье, закрепив штатным ремнем безопасности.

Для деток от 1 года до 3 лет с собой в дорогу надо взять автокресло. Оно также размещается на соседнем сиденье и пристегивается стандартным ремнем безопасности.

Ребенок ростом 135 см – достаточно штатных ремней безопасности, которыми должен быть оборудованы каждые междугородние такси и автобусы.

Надо учесть, что если в авто есть специальные крепления для детских автокресел, то в большинстве междугородних ТС их нет.

Пока только предполагается, что с 2017 года будет предоставлена возможность покупать билеты на поездку, со специальной отметкой: есть удерживающее устройство для ребенка.

Запомним основное

Любое ТС, для перевозки детей надо оборудовать специальным образом. Покупаем устройства для перевозки малышей только со сертификатом качества. Перед каждой поездкой надежность их закрепления в салоне машины надо проверять.

Главные правила:

  • каждый ребенок имеет свое персональное место (на коленях взрослого сидеть запрещено);
  • на переднем сиденье в автомобиле деток не перевозить - оно самое опасное при ДТП;
  • усадили малыша в кресло - проверьте срабатывание ремней безопасности;
  • объясните ему - нельзя самостоятельно отключать крепление;
  • на заднем стекле машины рекомендуется установить наклейку «Ребенок в авто»;
  • отправляете маленького школьника на экскурсию на автобусе, попросите водителя представить разрешение от ГИБДД.

Предполагается длительная поездка на автомобиле – помните, что больше 2-3 часов малышам трудно усидеть спокойно. Надо остановиться, отдохнуть, а только потом ехать дальше. В поездку обычно берут для малышей игрушки. Не желательно брать музыкальные и говорящие. Включенная ребенком игрушка может отвлекать водителя. Если это условие выполнено, дети не будет мешать водителю, а начнут с интересом рассматривать все происходящее на дороге.

Loading...Loading...