Выскажу ИМХО.

На подкапотной табличке у меня указан рекомендованный класс масла по API, т.е. не рекомендовано применение масла классом ниже. Выше можно. Если написано SJ (у меня), то можно лить масло классов SJ, SL, SM. Эта классификация характеризует качественную характеристику масла, его стойкость, чистоту, вязкость, текучесть, моющие и антиокислительные свойства. Эти характеристики влияют на здоровье и долговечность двигателя, его чистоту.

Никаких других ограничений производитель не предусматривает.

Первый параметр - запуск холодного двигателя при уличной температуре (чем ниже значение, тем в более сильный мороз масло сохранит свои вязкостные характеристики и позволит запустить двигатель).

Второй - показывает степень сохранения густоты при нагреве, при том режиме работы двигателя, который ему чаще свойственен.

Из этого делаем вывод, что в усреднённых условиях:

Первая цифра индекса 5 (для зимы) и 10 (для лета) вполне подходит для наших условий, если зимой сильно холодно, то используем 0. При этом нет ничего плохого, если и летом вы будете использовать 5 или 0 - двигатель прогревается и этот параметр уже ничего не значит. А вот если зимой использовать 10, 15 или даже 20 - то двигатель просто не заведётся, а если и заведётся, то первые минуты работы двигателя на замёрзшем масле будет серьёзное масляное голодание, вызванное его низкой прокачиваемость.

Вторая цифра - прогретый двигатель. Если вы не гонщик, двигатель до красной не раскручиваете, по трассе не сильно превышаете скорость, и живёте не в Африке, то 30 вполне оправдана. Если рабочая температура двигателя обычно у вас повышена - любите погонять, повваливать, на трассе едете "тапок в пол", уличная температура днём постоянно держется выше 30-35С, или прошлой зимой вы поменяли термостат на "горячий" - есть смысл залить масло с более высоким индексом 40, 50, 60 (в зависимости от степени и количества совпадений перечисленных категорий).

Так же нельзя забывать, что если двигатель "кушает" масло - то повышением второго индекса вы снизите его аппетит.

Но тут тоже нужно дружить с головой. Например в двигателях серии Z цепной привод ГРМ смазывается моторным маслом, и для нормальной смазки производитель рекомендует густоту масла 20 или 30 (второй индекс), вполне очевидно, что при большей густоте масла в штатных режимах работы двигателя цепь может быть смазана не достаточно.

В общем выбор масла остаётся за автомобилистом, есть только рекомендации, от которых отходить можно, но делать это с умом и осознанно. ИМХО.)))))))))))))))