Что они сделали с нашим ЗИЛом? Проект Полуостров ЗИЛ: для чего там останется островок автозавода? Что в имени твоём

Обещания не застраивать завод жильем и офисами, которые столичный мэр Сергей Собянин давал на ЗИЛе два года назад, спасая его от банкротства, забыты. Конкурс среди архитекторов был объявлен больше года назад, и из 25 проектов, включая зарубежные, была выбрана концепция московского бюро Проект Меганом: жилой «полуостров» с парковыми зонами и системой каналов, этакая московская Венеция. Но в процессе доработок и согласований «Венеция» обросла офисами и коммерческой недвижимостью.

Работы должны начаться уже в этом году. К 2020 году будет снесено три четверти нынешних заводских построек. От нынешнего ЗИЛа, как сейчас модно, останется лишь декоративная маска советского модернизма - первоначальное здание заводоуправления (там сейчас размещен музей), центральная заводская аллея и огромный кузовной цех, который переделают в выставочный центр - по аналогии с лондонской электростанцией Bankside Power Station, из которой в 2000 году сделали галерею современного искусства. Возле Третьего транспортного кольца вырастет ледовый дворец спорта, на южной оконечности - эклектичная высотка Планета ЗИЛ.

На «полуострове», где в советские времена работало до 80 тысяч человек, будут созданы жилплощади для 40 тысяч человек и еще примерно столько же рабочих мест. Правда, на решение квартирного вопроса москвичам в этой связи рассчитывать не стоит - триста зиловских гектаров в шести километрах от Кремля будут застроены отнюдь не доступным жильем, а престижным «монолитом» и коммерческими апартаментами в индустриальном стиле.

Резервация для автозавода предусмот-рена в дальнем углу зиловской территории - на площади 50-80 гектаров, где сейчас расположены корпус главного конвейера, бывший Московский завод домашних холодильников (их производство уже перенесено в Ярославскую область), прессово-сварочный корпус и цех легковых автомобилей. ЗИЛ превратится в МосАвтоЗИЛ - это рожденное год назад СП между правительством Москвы, владеющим контрольным пакетом акций автозавода, и Сбербанком. Цель - создать на автомобильной части «полуострова» производство мощностью 150 тысяч автомобилей в год.

О возрождении массового выпуска нынешних автомобилей речи уже не идет - на месте прессового, литейного и рессорно-пружинного цехов вырастут жилые кварталы. Зиловцы уверяют, что уже начали переброску сохранившегося оборудования на территорию будущего МосАвтоЗИЛа. Но что сохранять? Древние станки и оснастку, которые за двадцать с лишним лет рыночной экономики не позволили зиловцам хотя бы модернизировать архаичную кабину?

Спрос на нынешние грузовики ЗИЛ едва ли не в одиночку поддерживают коммунальные службы столицы - очевидно, по приказу «сверху». В прошлом году выпущено всего 1028 машин. И все же в планах МосАвтоЗИЛа значится выпуск грузовиков под собственной маркой - уже несколько лет на заводе ведут разработку новой среднетоннажной модели со стеклопластиковой кабиной, но в ее светлое будущее не особо верят даже сами зиловцы, хотя планируют к 2016 году выпускать по 6000 машин ежегодно.

Главной же специализацией нового ЗИЛ-а, как и на заре его истории, станет контрактный выпуск иномарок - со сваркой и окраской кабин и кузовов. Специально для этого выкуплен контрольный пакет акций саратовской компании Химэкс, которая владеет «спящим» соглашением о промышленной сборке автомобилей, причем еще на старых условиях (объем производства - не менее 25 тысяч машин в год, степень локализации - не менее 30%).

На зиловскую «прописку» претендуют три компании - Renault, Hyundai и FIAT-Chrysler. Французов привлекает возможность выпускать здесь малотоннажники Renault Master и Trafic. Fiat-Chrysler после развода с Соллерсом нуждается в российской сборочной площадке - на ЗИЛе в таком случае окажутся Fiat Ducato и Iveco Daily, а также внедорожники Jeep. Hyundai рассчитывает на сборку средних и тяжелых грузовиков вдобавок к мощностям ТагАЗа и Автотора.

А по ЗИЛу плакать поздно.

Завод пал не под натиском элитного жилья и роскошных офисов, а от бессилия в условиях открытой конкуренции и «прозорливости» топ-менеджеров, чей годовой оклад, бывало, вдвое превышал задолженность по зарплате рабочим. В нынешнем виде ЗИЛ - это обуза для столицы: по итогам 2011 года убытки завода достигли 4,07 млрд рублей, которые восполняет правительство города, то есть московские налогоплательщики. А в бывших цехах - арендаторы: офисы, киностудии, склады и мастерские.

Не все радужно и с будущим «полуостровом».

Сейчас 290 «элитных» гектаров - это техногенный полигон, чтобы не сказать могильник: за почти век работы завода земля под цехами отравлена нефтепродуктами на много метров в глубину. Вдобавок, насколько нам известно, во времена Великой Отечественной войны и после нее под заводом были построены огромные бомбоубежища и даже производственные цеха, которые уже много лет как заброшены. Чтобы возвести на поверхности новые здания, все эти катакомбы придется разбирать и засыпать. Надеемся, что инвесторы, будущие жильцы и те, кто в итоге будет оздоровлять «полуостров», в курсе.

По проектам город возьмет на себя еще и 20% из тех 15 млрд долларов инвестиций, что понадобятся на организацию транспортной инфраструктуры, так как нынешний «полуостров» удален от ближайших станций метро почти на два километра, отделен от города рекой и Третьим транспортным кольцом.

И еще. Похоже, что сохранение автомобильного производства - «политическая» позиция столичного правительства. Но где гарантии, что МосАвтоЗИЛ станет безубыточным? Да что там гарантии, есть ли хотя бы предпосылки? В новое производство планируется вложить 12млрд рублей, то есть 300 млн евро. Для сравнения: компания Renault за восемь лет вложила в Автофрамос 500 млн евро. Но на бывшем Москвиче делают востребованные легковушки и кроссоверы. А откуда возьмется спрос на продукцию нового ЗИЛа мощностью 150 тысяч автомобилей в год, если весь «белый» рынок коммерческой техники в России в прошлом году составил 226 тысяч машин, а годовые продажи автомобилей Jeep и вовсе не превышают пяти тысяч?

В следующем году Заводу имени Лихачева исполняется 90 лет. Исполнилось бы: похоже, что за автомобильный ЗИЛ бокалы если и будут поднимать, то не чокаясь. А за «полуостров»?

Минувшей зимой, после принятия решения о застройке, цена одна акции ЗИЛа взлетела с 356 до 1040 рублей, но по мере обсуждения проекта быстро упала вдвое.

Такой территория ЗИЛа должна стать к 2020 году. Почти 60 гектаров пойдут под жилые здания, чуть меньше - под офисы и апартаменты, а на завод МосАвтоЗИЛ выделено 50-80 гектаров. Вдоль набережной Москвы-реки будет проложена подземная бессветофорная дорога, а через реку перекинут два автомобильных моста. Вдобавок в центре полуострова предусмотрена станция малого кольца МЖД, по которому уже в 2014 году обещают пустить пассажирские поезда, а рядом с комплексом Nagatino iLand будет открыта наземная станция метро 1. Третье транспортное кольцо 2. Центральная аллея превратится впешеходную зону 3. Выставочная галерея расположится всуществующем здании кузовного цеха 4. Ледовый дворец спорта на месте давно заброшенного цеха 5. Стадион займет место кузнечного цеха 6. Ж/д станция Кожухово будет отстроена заново 7. ТЭЦ будет расширена (мощность увеличится со 100 до 460 МВт) 8. Комплекс Nagatino iLand уже возводится на месте складов готовой продукции 9. МосАвтоЗИЛ займет территорию нынешних прессово-сварочного и окрасочного цехов, автосборочного корпуса и закрытого завода домашних холодильников 10. Москва-река 11. Комплекс Планета ЗИЛ на месте цеха переработки лома 12. Малое кольцо московской железной дороги 13. Офисы и апартаменты расположат вдоль аллеи на месте литейных цехов 14. Жилая застройка на месте прессового, арматурного, рессорно-пружинного и ремонтно-механического цеха

Промышленные зоны Москвы занимают тысячи гектаров. Часть таких зон процветает и функционирует, но большинство из них прекратили свое производство много лет назад и превратились в хаотичные склады и свалки. Давайте посмотрим, что происходит с «ржавым поясом» Москвы на примере моего любимого ЗИЛа.

1. Сегодня в ЦАО сосредоточено 40% рабочих мест Москвы, при том что проживает там только 8% населения. Реорганизация промзон - это не только сплошное строительство жилья (иначе Москва просто лопнет), но и возведение офисных зданий и новых производственных площадок, которые создадут рабочие места рядом с жильем на периферии города.

2. С ЗИЛом у меня связаны особые воспоминания. Напомню, что по образованию я дизайнер автомобилей, и все наше обучение было так или иначе связано с этим заводом. Курсовые проекты на базе автомобилей ЗИЛ, преподаватели, которые работали на этом заводе в отделе дизайна, практика и экскурсии по цехам этого города-гиганта. С тех пор я посетил сотни похожих заводов, страшных и ужасных, новых и современных. Цеха старого ЗИЛа я уже почти не помню.

3. С закрытием ЗИЛа ушла целая эпоха. Завод имени Лихачева был старейшей советской автомобилестроительной компанией. Я стал фотографом, а не дизайнером автомобилей. Жаль, я не знаю, кто автор этого гениального кадра.

4. Сейчас большинство цехов завода демонтировано. Насколько я понял, сохранилась часть производства на южной площадке завода, на территории, приближенной к ТЭЦ. Но как я вычитал, производство автомобилей остановлено.

Нужно понимать, что такое застройка земель, на которых десятилетиями загрязнялись почвы, сливались отработанные технические жидкости и закапывались в землю отходы производства. Прежде, чем начинать строительство, застройщики сняли и вывезли всю почву, и завезли новый плодородный слой.

5. Сейчас на территории завода ЗИЛ строятся сразу несколько комплексных проектов: «Парк Легенд», «Зиларт» и «Технопарк».

Кроме этого сегодня в Москве идут работы по реновации сразу десятка промзон, некоторые вам наверняка известны. Вот часть из них:
- Бывший металлургический завод Серп и Молот - «Символ»
- Шелепихинская набережная - «Сердце столицы»
- Бывшая территория аэропорта Тушино - «Город на реке 2018»
- «Арт-Квартал» на Яузе
- «Садовые кварталы» в Хамовниках
- Огородный проезд у Марьиной рощи - «Савеловский сити»
- Грайвороново - «Среда»

6. Большую часть этих промзон я так или иначе уже посетил и снял. А комплексы «Сердце столицы» и «Символ» фотографы нашего фотоагентства снимают ежемесячно на протяжении нескольких лет. Но сегодня я хотел бы рассказать именно про спортивно-развлекательный квартал «Парк Легенд», так как он сильно отличается от всех подобных проектов.

7. Как обычно принято у застройщиков? Сначала построить и продать побольше жилья, а потом уже заниматься инфраструктурой и объектами соцкультбыта. Тут все наоборот, об этом чуть ниже.

В этом году группа компаний ТЭН приступила к строительству жилого квартала «Парк Легенд», который будет находится всего в паре минут от станции МЦК «ЗИЛ». На фотографии видна стройплощадка первых корпусов, где сейчас возводятся паркинг и первые этажи монолита.

8. По проекту планируется построить девять 24-этажных башни. Под ними будет расположена подземная парковка на тысячу машиномест.

9. Главной отличительной особенностью строящегося квартала является большая спортивная составляющая. Застройщик в первую очередь позаботился о создании социальной инфраструктуры и лишь после этого начал строительство жилья, что совсем не свойственно для рынка жилой недвижимости. Обычно первые годы люди живут буквально на стройке. А здесь уже построены крупные спортивные объекты, вокруг которых постепенно растут дома.

В 2015 году было открыт ледовый дворец, огромное сооружение олимпийского уровня. В начале 2017 года откроется комплекс водного спорта, где разместится олимпийский центр синхронного плавания Анастасии Давыдовой (в центре на фото).

10. Ледовый дворец - это первый в России спорткомплекс с тремя аренами под одной крышей. Это первый в Москве спортивный объект такого уровня, который был построен на территории, которая еще недавно была промышленной зоной. В квартале появилась спортивная инфраструктура высочайшего уровня сильно раньше сдачи первых квартир. Теперь главное не забыть про сады и школы)

12. По другую сторону ТТК открыт нечеловеческих размеров торгово-развлекательный центр «Ривьера», который по словам моих друзей пока в основном пустует. Сам я там еще не был.

13. В дальнейшем в рамках реновации территории промзоны ЗиЛ планируется также расширение транспортной инфраструктуры и развитие улично-дорожной сети. На фотографии новая станция МЦК «ЗИЛ».

14. В начале 2017 года запланирован ввод в эксплуатацию энергоцентра, который решит вопрос оптимизации расхода энергетических ресурсов и обеспечит бесперебойную работу всех спортивных сооружений.

15. Рядом с ледовым дворцом построен открытый каток «Парк Легенд». Появилось еще одно место в Москве, где есть отличная возможность провести время с семьей на открытом воздухе, сходить на хоккейный матч или сыграть в хоккей самим.

16. На уличной арене будут проходить не только хоккейные матчи, но и массовые катания, вечеринки с живой музыкой, мастер-классы для детей и родителей с возможностью покататься в полной хоккейной экипировке, уроки фигурного катания, встречи с легендарными хоккеистами и многое другое.

19. А это здание, которому скоро исполнится 100 лет. Объект культурного наследия «Контора первого в России автомобильного завода АМО». До реконструкции в здании располагался музей «ЗИЛа», а сейчас - первый в истории отечественного спорта музей хоккея.

20. Здание заводоуправления - одно из лучших образцов так называемого промышленного стиля в классической архитектуре.

21. И самый интересный с точки зрения фотографии объект «Парка Легенд». Бывший кузовной цех завода «ЗИЛ». Высоченная, огромная коробка, где когда-то я гулял среди шумных штамповочных прессов и сварочных станков.

22. Почему-то застройщик не стал сносить все под корень. От цеха бережно сохранили все несущие конструкции. Теперь его ждет новая жизнь - это будет комплекс апартаментов, деловой центр и многоуровневая парковка на 3500 машиномест.

24. Огромный паркинг занимает первые несколько этажей бывшего цеха. Сейчас парковка используется для посетителей ледового дворца, музея хоккея и открытого катка.

25. Стоимость парковки - 50 рублей в час. Есть фиксированный тариф на мероприятия - 200 рублей, начинающийся за 2 часа до матча/концерта и заканчивающийся спустя 2 часа после мероприятия.

27. Ааа, это та самая плитка, которая помнит отпечатки ног работяг «ЗИЛа» и шум работы многотонных станков!

30. Я не знаю, чем оправдано сохранение несущих балок. Но приятно, что хоть что-то осталось от бывшего цеха.

31. Готовые элементы декора будущих апартаментов)

32. Рядом виднеется комплекс «ЗилАрт», известный всем по одному сомнительному рекламному клипу с российскими звездами. Завидую всем, кто не знает о каком клипе идет речь)

34. Промышленная красота строек. Могу бесконечно снимать такие объекты)

35. Москва строится!

Дмитрий Чистопрудов,

- (Автомобильное Московское Общество Завод им. А. И. Лихачева), российское предприятие по выпуску автомобилей, старейший автомобильный завод в России; переименован в 1933 в завод им. И. В. Сталина (ЗИС), в 1956 1992 Московский автомобильный завод… … Энциклопедический словарь

АМО ЗИЛ - ЗИЛ ОАМО ЗИЛ Открытое акционерное московское общество «Завод имени И. А. Лихачева» ранее: Московский трижды ордена Ленина, орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени автомобильный завод имени И. А. Лихачева компания; автомобиль… … Словарь сокращений и аббревиатур

ЗИЛ российский производитель грузовых автомобилей и автобусов на их базе. Содержание 1 История 1.1 Ранние автобусы АМО 1 … Википедия

ЗИЛ российский производитель грузовых автомобилей и автобусов на их базе. Содержание 1 История 1.1 Ранние автобусы АМО 1.2 Довоенные автобусы ЗИС … Википедия

ЗИЛ российский производитель грузовых автомобилей и автобусов на их базе. Содержание 1 История 1.1 Ранние автобусы АМО 1.2 Довоенные автобусы ЗИС … Википедия

ЗИЛ российский производитель грузовых автомобилей и автобусов на их базе. Содержание 1 История 1.1 Ранние автобусы АМО 1.2 Довоенные автобусы ЗИС … Википедия

ЗИЛ российский производитель грузовых автомобилей и автобусов на их базе. Содержание 1 История 1.1 Ранние автобусы АМО 1.2 Довоенные автобусы ЗИС … Википедия

ЗИЛ российский производитель грузовых автомобилей и автобусов на их базе. Содержание 1 История 1.1 Ранние автобусы АМО 1.2 Довоенные автобусы ЗИС … Википедия

ЗИЛ российский производитель грузовых автомобилей и автобусов на их базе. Содержание 1 История 1.1 Ранние автобусы АМО 1.2 Довоенные автобусы ЗИС … Википедия

Книги

  • АМО ЗИЛ 100 лет , Зуева Е., Пономарева Н. (сост.). Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет новое издание "АМО ЗИЛ. 100 лет", посвященное столетнему юбилею одного из самых знаменитых заводов страны - Заводу имени И. А. Лихачёва.…
  • ЗИЛ 5301 -3250 и их модификации , Кузнецов А.. Руководство является самым полным изданием по ремонту и техническому обслуживанию семейства автомобилей и автобусов АМО ЗИЛ на базе автомобиля ЗИЛ-5301. Уточнен модельный ряд автомобилей и…
  • ЗИЛ-5301 Бычок. Руководство по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию , А. С. Кузнецов. Данное Руководство является уточненным и самым полным изданием по эксплуатации ремонту и техническому обслуживанию семейства автомобилей и автобусов АМО ЗИЛ на базе автомобиля ЗИЛ-5301. В…

АМО ЗИЛ, старейшее автопредприятие России, сегодня переживает худшие времена в своей истории. Это самый большой по площади московский завод, и его территория вызывает неослабевающий интерес у городских властей и застройщиков. В прошлом году Собянин сообщил , что вместо завода здесь будет очередной элитный жилой район. Большинство цехов в настоящее время ликвидируется и готовится к сносу.

В этой записи показан один из самых маленьких цехов, занимавшийся ремонтом электрокаров и погрузчиков. ЗиЛ был настолько грандиозен, что только в этом сравнительно небольшом цеху - пять этажей, два лифта, собственная электроподстанция, актовый зал, профком, две бани. Давайте осматривать всё это хозяйство.


1. Перебравшись за периметр, мы сразу поднялись на недостроенный цех. Отсюда открылась панорама завода. Справа стоят заброшенные цеха. Слева, за окружной железной дорогой, ЗиЛ продолжается, и тянется ещё далеко-далеко.

2. Мой спутник, небезызвестный МШ , снимает видео для своего канала.

3. Зайдя через гостеприимно распахнутые ворота, мы оценили масштабы производства.

4. Раньше электрокары съезжались сюда со всего завода на плановый осмотр, починку и зарядку аккумуляторов.

5. А теперь времени было сказано «Стой!».

6. За дверью обнаруживаем шиномонтажную мастерскую. До сих пор повсюду разбросаны маленькие покрышки. Кстати, делали здесь же - позже мы нашли целые штабеля резиновых заготовок и боксы, забитые под завязку готовыми шинами.

7. На стене - инструкции по подъёму машин во время ремонта.

8. А под потолком - традиционные плакаты по ТБ.

10. Находим сувениры: литой корпус игрушечной машинки, жестяной самолётик и номер - внутренний, ЗиЛовский.

13. Рядом - отсек для вентиляции.

14. Обнаружив ступеньки вниз, мы спустились в тепловой пункт под зданием. Вдаль уходит коридор теплотрассы, направленный в сторону уже снесённых цехов.

15. Так как цех потреблял большое количество электроэнергии, у него была собственная подстанция. Мы вышли в зал, где стояли трансформаторы.

16. Одна из двух стремянок для доступа к верхним элементам.

17. По этим цветным шинам когда-то тёк огромный ток.

18. Меня поразил своим видом масляный выключатель ВМ. Для дугогашения здесь предусмотрен целый чан с маслом, подвешенный на тросах. И таких выключателей я насчитал около десятка.

19. Пульт управления тоже поражал масштабами.

20. Одновременно он поражал и своей несовременностью.

21. Заглянул внутрь пульта.

22. Поднявшись на второй этаж, гуляем по небольшим и уютным отделам: обмоточному и электромонтажному.

23. Здесь сохранилась пара станков.

24. Точильная машина.

25. Сверлильный агрегат.

26. На стенах обмоточного отделения - лозунги, плакаты по ТБ, портрет Ленина и Троицкая башня Кремля.

27. Для работников был аппарат с газированной водой. На стекле - «нацарапка» времён прошлой Олимпиады.

28. Плакаты по ТБ, вечно актуальные.

29. Меня заинтересовало табло занятости электромонтёров на двери бытовки.

30. Заглянули на склад, посмотрели множество шкафов для запчастей, сейчас абсолютно пустых.

31. Наконец дошли до цеха по изготовлению аккумуляторов.

32. Так как аккумуляторы здесь делали свинцово-кислотные, при цехе была небольшая химическая лаборатория.

33. Солнце бьёт в пыльные окна.

34. Это всего одна комната, но она битком набита оборудованием, различной посудой, банками реактивов.

35. Керамическая печь.

36. Какой-то непонятный прибор.

37. Стандартные советские весы.

38. В шкафу бросили множество химикатов, солей, кислот...

39.

40.

41. Хотя по площади электрокаровый цех в десятки раз уступает каким-нибудь литейным или прессовым, здесь этажи связывали аж два лифта, не считая множества лестниц. Это красноречиво говорит о всём заводе, который был «городом в городе».

42. Из окна открывается вид на крышу цеха.

43. Этажом выше были раздевалки и душевые для рабочих.

44. Моё внимание привлекли эти таблички.

45. Была и сауна, совсем крошечная, не развернёшься.

46. А вот сауна для руководства. Совсем другой объём, есть где полежать. А ещё рядом были помещения для психологической разгрузки и употребления алкогольных напитков.

47. Раз уж речь зашла о начальстве, переместимся в административную часть.

48. Коридоры украшены многочисленными плакатами. Вот этот висит у отдела по охране труда.

49. Настоящий раритет для ценителей - схема метро 1996-1998 годов.

50. Правительственные лимузины - когда-то гордость завода.

51. А теперь лишь высохшие растения.

50. Время застыло.

53. В инженерном отделе навсегда замерла линейка кульмана.

54. МШ надолго застрял, разглядывая стенд с историческими фотографиями возле кабинета начальника цеха.

55. Был в цехе и свой зал для собраний. МШ зачитал с трибуны обращение к зрителям своего канала.

56. К сожалению, люди, смотрящие на нас с этих старых фотографий, никогда не вернутся на свой завод. В построенном на его месте микрорайоне они также вряд ли будут жить.

57. Закончив осмотр электрокарового цеха, мы забросились в соседнее здание, и, как оказалось, не напрасно.

58. Это оказалась компрессорная станция при втором литейном цехе.

59. Оборудование частично сохранилось.

60. Все компрессоры установлены на возвышении. Их платформы покоятся на рессорах, гасящих колебания при работе.

61. Сохранились компрессоры и редукторы. Мощных электродвигателей, к сожалению, застать не удалось.

62. Толстостенный кожух компрессора произвёл на меня сильное впечатление.

63. Под крышей работал кран-балка.

64. Два компрессора успели распилить и вывезти,такая же судьба ждёт и остальных.

65. А пока они есть, мы могли наслаждаться их видом. Для меня это было вдвойне радостно, ведь я не успел застать похожие агрегаты в

Путеводитель по архитектурным стилям

Рябушинские хотели выпускать 1,5-тонные грузовики «ФИАТ-15 Ter», но планам помешали революция и национализация завода. 1 ноября 1924 года ЗИЛ выпустил первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15. А уже 7 ноября колонна из 10 автомобилей прошла на параде на .

Затем последовала череда достижений: победа в международном автопробеге Москва - Ленинград - Курск - Москва, первая советская малолитражка, первый советский автобус, первый советский магистральный электровоз. На лимузинах этого завода ездили первые лица страны, поэтому и название ему требовалось соответствующее. В 1931 завод получил имя Сталина - ЗИС. А затем - И.А. Лихачева, директора завода с 1927 года.

В 1953 СССР и КНР создали на платформах ЗИЛа китайскую автомобилестроительную компанию «First Automotive Works - FAW». Ее специалисты проходил обучение и стажировку в СССР на заводе «ЗИЛ». Тогда же там начали выпускать холодильники и велосипеды.

В постсоветское время контрольный пакет акций перешел правительству Москвы.

В 1992 году с конвейера вышел знаменитый ЗИЛ-5301 «Бычок». Также в это время на заводе разработали уникальную технологию литья церковных колоколов. Например, для храма Христа Спасителя здесь отлили 14 колоколов весом от 8 кг до 27 тонн.

Но постсоветская автоиндустрия не успевала за мировыми трендами, и на ЗИЛе начался затяжной кризис. Поиски зарубежного партнера не увенчались успехом, и в конце 2012 года правительство Москвы разработало проект благоустройства территории ЗИЛа. Производство планируют сохранить только в южной части (50 га из 300 га). Остальную территорию отдали под жилой комплекс, бизнес-центры и парк.

В сентябре 2016 года Завод имени Лихачева выпустил последний грузовой автомобиль. Производство легковых автомобилей остановили еще в 2013. Тогда же начали сносить заводские постройки. Но группа энтузиастов арендовала и спасла от разрушения механосборочный цех №6. На его базе открыли ООО «МСЦ6 АМОЗИЛ», где производят легковые авто представительского класса. Сейчас это последний живой осколок ЗИЛа.

Loading...Loading...