Чем закончится спор водителя с гибдд из-за скорой. Штраф за непредоставление дороги машине со спецсигналом Пропускать скорую помощь закон


Многие ли водители задумываются о ПДД, когда к ним в потоке подбирается ревущая, сверкающая маячками «неотложка»? Да какие там знаки и разметки - лишь бы не схлопотать штраф или, чего доброго, не лишиться «прав» за непропуск «Скорой». Но, как стало известно порталу «АвтоВзгляд», случается и такое, что рублем наказывают даже тех, кто, следуя предписаниям, смиренно уступает дорогу реанимобилю.

Статья 12.17 КоАП РФ гласит, что непропуск автомобилей с цветографическими схемами, включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом - к коим и относится «Скорая помощь» - карается штрафом в размере 500 рублей или лишением «прав» на срок от одного до трех месяцев.

Случаи, когда за преграждение пути машинам экстренных служб у рулевых забирали водительские удостоверения, можно пересчитать по пальцам. Как правило, правоохранители ограничиваются денежным взысканием.

На штраф за непропуск «неотложки» распространяется скидка. Успеешь оплатить его в первые двадцать дней с момента вынесения постановления - государство «простит» 250 целковых. Пропуск же кареты «Скорой помощи» - да-да, это не опечатка - может выудить из кошелька водителя либо столько же, либо гораздо больше: все зависит от того, насколько рулевой удачлив по жизни и где именно его настигнет врачебная бригада, спешащая на вызов.

Крайне неприятная ситуация приключилась с автомобилистом из Самары. Водитель покорно остановился у стоп-линии, когда на очередном перекрестке загорелся красный сигнал светофора. Через несколько секунд в зеркале заднего вида он приметил машину «Скорой помощи», которая требовала уступить ей дорогу сиреной и мигалками. Герой этой истории карету пропустил - он выкатился чуть вперед, зацепив передними колесами своего авто стоп-линию.

Каково же было удивление водителя, когда спустя энное количество дней ему «прилетел» штраф с камеры на сумму в 800 рублей. Да, разметку он действительно нарушил, но разве справедливо его наказывать, учитывая обстоятельства, при которых была допущена эта мелкая оплошность. Доблестные сотрудники местной ГИБДД посчитали, что справедливо: в аннулировании штрафа нашему герою отказали. В настоящее время он готовит документы в суд, рассчитывая на объективность Фемиды. Как вы думаете, чем закончится эта история?

К гадалке не ходи - и в суде водителю откажут, что прискорбно. Ведь есть законы, согласно которым нарушители должны нести соответствующие наказания. Нельзя пересекать стоп-линию, хоть ты тресни. А коль уж подперли тебя сзади полицейские, пожарные, медики, президент или инопланетяне - будь добр извернуться так, чтобы своими маневрами не создать аварийную ситуацию, соблюдая при этом еще и ПДД. Иначе лови «письмо счастья», а то и не одно.

Хотя на самом то деле у правоохранителей есть подсказка в виде статьи 2.7 КоАП , которая допускает нарушение Правил дорожного движения в случае крайней необходимости. Согласно ей, за руль может сесть даже глубоко пьяный водитель, доставляющий в больницу раненого человека - что уж говорить о каких-то пересечениях разметки. Почему ГАИ не считается с этим законом, нам непонятно. Полный непрофессионализм и махровое равнодушие к людям - других объяснений тому нет.

Наверняка, это не последний подобный случай и не последний автомобилист, который вынужден нести наказание за пропуск «Скорой». И пока механизм не отладят, водителям придется выбирать: человеческая жизнь или ПДД; уступать дорогу в ущерб своим интересам или брать на себя ответственность за смерть того, кого врачи отчаянно пытаются спасти; штраф или штраф.

Виктория Базылева
Фото: Московский Комсомолец

Размер штрафа ГИБДД в 2018 году за непредоставление преимущества автомобилю скорой помощи составляет 500 рублей или лишение права управления на срок от 1 до 3 месяцев.

Когда водитель должен уступать дорогу дорогу скорой помощи?

Получение приоритета в движении автомобиля скорой помощи, а также других автомобилей, оборудованных синими спецсигналами описан в пункте 3.1 Правил дорожного движения.

Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал . Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.

Обратите внимание, для получения приоритета должны быть выполнены оба описанных условия. Звуковой сигнал должен быть специальным. Если автомобиль скорой помощи подает обычный монотонный сигнал преимущества в движении он не имеет.

Среди обязательных условий отсутствует требование, чтобы на автомобиле была нанесена специальная цветографическая схема.

Для получения штрафа ГИБДД за непропуск автомобиля скорой помощи на автомобиле должны быть включены синие маячки и специальный звуковой сигнал.

Как правильно уступать автомобилю скорой помощи

Порядок предоставления приоритета для скорой описан в пункте 3.2 Правил.

При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

Юридическая коллизия на примере видео

Требования обеспечения свободного проезда автомобилей скорой помощи изложены в рамках определенных Правилами терминов «Преимущество» и «Уступить дорогу».

«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

То есть, водитель должен действовать только так и никак иначе. Применение этих терминов обосновано при пересечении траекторий, на перекрестках, при поворотах, перестроении и прочим маневрах. Но Правилами никак не выделен случай приближения автомобиля со спецсигналами сзади. А это наиболее частый случай, особенно при движении через пробку.

Водители, в случае приближении скорой помощи сзади должны также выполнять требование «уступить дорогу», а именно не должны продолжать движение и маневрировать, нажать на тормоз и остановиться.

Правилами дорожного движения установлен прямой запрет дальнейшего движения и маневрирования. С другой стороны водителям предъявляется неопределенное требование беспрепятственного проезда. Водитель де-юре выполняя требование уступить дорогу, понимает, что обеспечивает беспрепятственный проезд. Именно для этого оно и предъявляется:

…уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда.

Вариантов для рассуждений нет. Требование «Уступить дорогу» определено. Как его выполнение произойдет на практике всем понятно. Скорая помощь не сможет проехать.

На практике же никто и никогда не будет обвинять водителя и штрафовать за непропуск Скорой помощи, если водитель сманеврирует, де-юре, нарушая ПДД и наоборот могут наложить штраф, если водитель полностью выполнит требования Правил и остановится.

В случае со скорой помощью и другими автомобилями спецслужб безусловно нужно понимать такую неоднозначность в ПДД и по возможности обеспечить проезд.

Небольшой отступ от темы. С другой стороны, если это грубо говоря «черный мерседес» с мигалками неизвестного происхождения и «крякалкой», но огромным административным ресурсом, можно просто остановиться в полосе и не трогаться с места, полностью выполнив требования. Однако «игру» придется продолжать до конца. Возобновлять и продолжать движение запрещено, и нарушение этого запрета грозит штрафом, правда значительно меньшим.

Посмотрите видео с проездом скорой помощи, в Южной Корее. Водители моментально освободили проезд в пробке в тесном тоннеле.

Такие действия нарушают Правила дорожного движения РФ.

Следующее видео послужило поводом для обсуждения ужесточения ответственности при непредоставлении преимущества скорой помощи, однако по ПДД РФ нарушения водителя — нет. Он стоит на месте и не продолжает движение, строго следуя правилам и выполняя требование «Уступить дорогу». Сюжет телеканала Рен-ТВ.

Будем надеяться, что такая неоднозначность в Правилах будет устранена, в свете грядущих увеличений штрафов за непропуск скорой помощи.

Закон, устанавливающий штраф за непропуск автомобиля скорой помощи.

Штраф за невыполнение требования уступить дорогу скорой помощи установлен частью 3 статьи 12.17.

2. Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом —
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев .

При отсутсвии на транспортном средстве специальных цветогравических схем частью 1 этой же статьи 12.17

1. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству, а равно транспортному средству с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей .

Отмечаем, штраф полагается только за непредоставление преимущества, то есть за невыполнение требования «уступить дорогу», за необеспечение беспрепятственного проезда штрафа нет .

Любые претензии от представителей «черных мерседесов» с мигалкам грозят штрафом максимум в 500 рублей.

Какие изменения штрафов ГИБДД ожидаются, за не предоставление преимущества скорой?

В статье сделан акцент на автомобили скорой помощи, так как в 2017 широкую огласку получили случаи именно с транспортом этой службы. Все описанное выше также распространяется и на другие автомобили спецслужб — (полиция, пожарные, мчс и прочие.)

Из последних новостей по данным РБК — есть заявление Министра здравоохранения России, о подготовке их ведомством законопроекта об установлении штрафа в размере 30000 рублей.

В Государственной Думе после 14 апреля 2017 года будет рассмотрен законопроект № 88389-7, где за непропуск автомобилей без цветографических схем штраф устанавливается от 500 до 1500 рублей, со схемами штраф 1500 рублей или лишение прав на срок от 6 месяцев до 1 года.

Автовладельцев, не пропустивших машину скорой помощи, будут лишать водительских прав на срок от полутора до двух лет. Применяться эта мера может в случаях, когда опоздание медиков к пациенту не привело к негативным последствиям. Если же они наступили (например, больной скончался), водителю будет грозить уголовная ответственность: наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет появится в новой статье УК РФ «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи». Соответствующий законопроект вице-спикера Госдумы Ирины Яровой («Единая Россия») и группы депутатов комитет по госстроительству Госдумы намерен завтра рекомендовать принять в первом чтении. Документ уже поддержали правительство и Верховный суд, однако эксперты отмечают, что в ситуации с непропуском спецтранспорта важен не размер штрафа, а неотвратимость наказания. Кроме того, пока неясно, как действовать в ситуации, когда водитель не может уступить дорогу «скорой» по объективным причинам.

Два собеседника «Известий» в профильном думском комитете пояснили, что речь идет об установлении ответственности за угрозы в адрес врачей и нападение на них при исполнении профессиональных обязанностей, а также за непропуск машины скорой помощи. Соответствующий законопроект в начале апреля внесли в Госдуму вице-спикер Ирина Яровая и глава комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов (оба - «Единая Россия»). Позже к числу авторов присоединились еще около 60 депутатов. Законопроект предусматривает внесение поправок в Кодекс об административных правонарушениях, а также в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы.

Согласно документу, административная ответственность устанавливается за воспрепятствование законной деятельности врачей. Так, если медика не пускают к пациенту, на нарушителя может быть наложен штраф в размере от 4 до 5 тыс. рублей или арест на 15 суток. Если же речь идет о непропуске «скорой», водителю грозит штраф в 30 тыс. рублей и лишение прав на полтора-два года (аналогичное наказание предусмотрено за управление автомобилем в нетрезвом состоянии). Сейчас, согласно КоАП, непропуск машины со спецсигналом наказывается либо штрафом в 500 рублей, либо лишением прав на 1–3 месяца.

Однако административная ответственность наступит только в том случае, если пациенту в результате действий третьих лиц не был причинен вред. Если же больной умер или его здоровью был нанесен тяжкий вред, нарушителям будет грозить уже уголовная статья. За причинение вреда средней тяжести предлагается ввести штраф в размере 40 тыс. рублей, обязательные работы сроком до 360 часов либо исправительные работы сроком до одного года. Четыре года заключения ждет нарушителей в случае смерти пациента или причинения тяжкого вреда его здоровью. Такие меры будут предусмотрены в новой статье 124.1 УК «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи».

В статьи 115 и 119 УК «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» и «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью» также предлагается включить ответственность за совершение аналогичных преступлений в отношении граждан при исполнении ими служебных обязанностей. В первом случае нарушителю закона может грозить лишение свободы до двух лет, во втором - до пяти.

Ранее правительство и Верховный суд РФ поддержали законопроект, однако указали на ряд его недостатков. ВС, в частности, обратил внимание на неопределенность понятия «создание препятствий доступа к больному». Оно «не имеет конкретного содержания», следует из отзыва суда, и может повлечь «широкое усмотрение» правоприменителя.

Пресс-служба Министерства здравоохранения, на данные которого авторы законопроекта ссылались при его внесении, не смогла предоставить «Известиям» оперативный комментарий. Председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», депутат Госдумы Вячеслав Лысаков («Единая Россия») сомневается, что в предложенном виде закон будет работать. Он напоминает, что КоАП уже предусматривает наказание за непропуск машин со спецсигналами и оно «вполне адекватно».

Проблема не в якобы недостаточных санкциях, а в отсутствии неотвратимости наказания, - сказал Вячеслав Лысаков. - Надо сделать так, чтобы существующие санкции достигали цели, а если они не работают сейчас, то и новые работать не будут.

Он также напомнил, что лишить водителя прав может только суд, однако нарушение должен зафиксировать инспектор, а не камера, работающая в автоматическом режиме. При этом сотрудников ГИБДД на дорогах недостаточно и такие случаи - единичны.

Практически нереально обеспечить мониторинг следования спецтранспорта из точки А в точку Б, - отметил депутат.

Водитель может не пропустить спецтранспорт и из-за отсутствия места для перестроения или по другой уважительной причине, подчеркнул он. Как рассматривать действия водителя в таких ситуациях, законопроект не поясняет.

Нужно начинать решать вопрос с тотального оснащения «скорых» видеорегистраторами, и по каждому случаю такого нарушения передавать файл в ГАИ, чтобы они штрафовали нарушителей, - заявил Вячеслав Лысаков. - Можно увеличить и сумму штрафа, но необходимо повышать неотвратимость наказания.

По словам парламентария, выделять в отдельную группу машины скорой помощи нецелесообразно, поскольку из-за опоздания пожарных или полиции тоже могут пострадать люди.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

Что думают по поводу новых законопроектов эксперты

Радужных ожиданий никто не испытывает. Бывший член Общественной палаты РФ Дмитрий Чугунов уверен, что нужно сперва ввести прогрессивную систему штрафов, а уже потом лишать прав.

Председатель независимого профсоюза медработников «Фельдшер.ру» Дмитрий Беляков считает, что надо еще доказать, что было совершено правонарушение. Его поддерживает первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков: «Действующая сегодня норма не работает по одной простой причине: лишить права управления суд может только в том случае, если правонарушение зафиксировано живьем, то есть на дороге водителя остановил инспектор, составил протокол. На практике это сделать очень непросто. Фото- и видеофиксацию для этих целей применять в текущем виде не получится, поскольку нужно фотографировать лицо водителя. Собственника машины привлекать нельзя».

А если пациент умер, пока ехала скорая, то надо еще доказать, что к смерти причастен именно задержавший спецтранспорт водитель. Ведь наступление смерти могло никак не коррелировать со скоростью прибытия кареты скорой помощи.

И все же, если закон будет принят, сидеть в тюрьме мало кому захочется. Может, тогда на дорогах станет меньше бессердечных водителей и откровенных хамов?

Сообщите своим друзьям-автомобилистам.

Новый закон о защите жизни и здоровья пациентов и медицинских работников подготовлен группой депутатов во главе с Ириной Яровой. Вопрос о его необходимости остро встал в начале года после : путь бригаде скорой помощи перегородила упрямая автомобилистка, из-за чего медики не могли добраться до больного, и он скончался.

Законотворцы предусмотрели ответственность в том числе за такие тяжкие последствия упрямства и предлагают дополнить УК РФ статьей 124 1 «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи». Если помеха привела к причинению пациенту вреда здоровью средней тяжести, то создателю помехи грозит штраф в размере до 40 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до 4 месяцев.

В случае, если пациент умер или его здоровью нанесен тяжкий вред, то создателю помехи светят принудительные работы на срок до 4 лет либо лишение свободы сроком до 4 лет. Виновный может быть также лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Новая статья (6.2 1) с аналогичным названием появится и в КоАП РФ , она предусматривает ответственность за сам факт воспрепятствования законной деятельности медицинского работника: штраф в размере от 4000 до 5000 рублей или административный арест на срок до 15 суток. В статье 12.17 появится пункт 3, в котором говорится о том, что если водитель не уступил дорогу скорой и она из-за этого не успела вовремя оказать помощь больному, то создавшему помеху грозит штраф в размере 30 тысяч рублей и лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет.

В сообщении на официальном сайте Госдумы , кроме того, обозначено намерение депутатов повысить уголовную ответственность за угрозу убийством и за причинение вреда здоровью в отношении лиц, находящихся при исполнении служебных обязанностей. Вот как комментирует его Ирина Яровая:

«Мы повышаем данную ответственность, прежде всего, для того, чтобы каждый понимал, что любые насильственные действия в отношении врача, в том числе и причинение легкого вреда здоровью и сам факт угрозы убийством, будут нести серьезную повышенную уголовную ответственность: за угрозу убийством - до 5 лет лишения свободы, за причинение легкого вреда здоровью - до 2 лет лишения свободы».

Возможно, ко второму и третьему чтению новые законы еще как-то поменяют, но общий их вектор уже ясен и сомнению не подлежит.

  • На этой неделе стало известно о том, что МВД с подачи депутатов Госдумы планирует , нарушающих ПДД. Инициатива исходила от единоросса , того самого, который первым в январе этого года предложил сажать водителей в тюрьму за непропуск скорой.
Loading...Loading...